Хотя «Укрзалiзниця» заявляет, что на выходные и праздники будет дорожать только купе, цены на плацкарт тоже меняются. Сколько надо доплатить, чтобы вырваться к родне на праздник?
Новая система тарифообразования на пассажирские перевозки, действующая с начала апреля, оставляет множество вопросов. В общих чертах все ясно: ездить в выходные и праздники стало дороже, чем в будни, да еще на цену билета будет влиять время года. Нам снова делают невыгодное предложение, от которого нельзя отказаться: хочешь ехать в сезон отпусков, в выходные или на праздники – доплачивай. Сколько доплачивать? На несколько месяцев вперед никто вам этого не скажет, и провести подсчеты самостоятельно вы тоже вряд ли сможете: прозрачного механизма формирования тарифов не дали даже журналистам.
Понять что-то из соответствующего приказа Министерства инфраструктуры Украины сложно: в нем смешались не только виды поездов, но и цифры, коэффициенты и прочее. На официальном сайте «Укрзалiзницi» Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины попыталась дать разъяснение. Правда, и там тоже хорошо закрутили. По их информации, само подорожание тарифов касается только купейных вагонов, а также приравненных к ним вагонов первого класса скоростных поездов. Изменение же стоимости тарифов будет колебаться от 2 до 20 гривен. Казалось бы, всего-то ничего?
Увы, мы разобрались, неправда это... Стоимость проезда железнодорожным транспортом теперь будет зависеть от индексов, устанавливаемых согласно календарному периоду (и таковых «сезонов» определено аж 13), и дней недели. И вот эта индексация, красиво названная гибкой системой тарифообразования, распространяется на все категории вагонов, кроме пригородных поездов. Так что изменяется окончательная стоимость любого билета – и на плацкарт, и на купе, и на СВ. При этом администрация железнодорожного транспорта отмечает, что пассажир сможет прокатиться даже дешевле, чем до нововведения – если попадет в нужный день и в нужное время года. При этом наибольший коэффициент будет действовать летом – с 1 июня по 31 августа, а наименьший – 31 декабря.
Дело, согласитесь, важное и касается многих наших сограждан. Но выяснить в официальных инстанциях, как именно формируется цена на конкретный билет, оказалось практически нереально. В администрации Приднепровской железной дороги нас «отфутболили» в крымскую дирекцию, а в крымской дирекции попросту отказались с нами общаться. Начальник пассажирского отдела, замначальника Крымской дирекции Приднепровской железной дороги Иван Бурмистров, заявил, что у них действует негласный запрет на общение с прессой, которая «неправильно трактует информацию». На любой наш вопрос ответ один: пишите запрос. Ну, и как разъяснить читателям очередные нововведения и как вообще трактовать какие-либо решения, если сами чиновники общаться наотрез отказываются?
Пролить хоть какой-то свет на эту тайну смогли лишь в кассах предварительной продажи билетов в крымской столице. Теперь, после установления гибкой системы, если вы решили ехать на железнодорожном транспорте, то в кассах вас ждет сюрприз: в понедельник, четверг, суббота будет одна цена, во вторник и среду будут самые дешевые билеты, а в пятницу и воскресенье – самые дорогие. По крайней мере, так нам пояснила дежурный билетный кассир. Самому высчитать окончательную сумму билета довольно сложно.
Для наглядности приводим стоимость проезда в купе и плацкарте, на четыре основных направления: Киев, Донецк, Харьков, Львов. Ощутите, как говорится, разницу. Впрочем, когда верстался номер, билетов, например, на Киев уже не было: сколько бы ни ломили за проезд, особого выбора у пассажиров нет.
Народ зря не скажет
Полина Тарасовна, 78 лет:
– Конечно, я против подобных решений. Как это так? Ладно, я пользуюсь 50% скидкой, а как быть молодым? Они же в праздник или выходные домой едут! Для чего все это делается? Уже не знают, как деньги забрать?
Валерий, 26 лет:
– Лучше бы оставили старую систему: в любой день ты знаешь, какая цена, приходишь, берешь. Я часто езжу на поезде в Луганск к своей девушке, но пока не почувствовал этих изменений на своем финансовом положении, а дальше будет видно.
Юрий, 32 года:
– Я считаю, что все это неправильно. Билеты должны иметь одну цену в любое время года, в любое время суток. Если это связано с тем, что в какие-то дни большой наплыв людей, то обычно в таких случаях вводят дополнительные поезда.
Михаил, 64 года:
– Я положительно отношусь к такому решению, поскольку это очень удобно для людей разного достатка. Каждый может выбрать себе день подешевле. Я за то, чтобы цена на билеты варьировалась. Я часто езжу, поэтому лично мне это удобно.