Вопрос непростой: чем отличается Великдень от Пасхи?

До сих пор не утихают споры о том, почему главный праздник весны называют по-разному. Одни именуют его Великоднем, другие – Пасхой, третьи – Воскресением Христовым. Есть и такая категория крымчан, которые не видят в этом никакой разницы – им был бы повод. Интересуются таким разночтением и наши читатели.
 
Большинство историков сходятся на том, что эти праздники совершенно разные и по времени возникновения, и по смыслу, обрядам. Исследователи утверждают, что Великдень возник на наших землях в седую старину – свыше 7 тысяч лет назад. Кстати, в нынешнем году отмечается 7520-й год от сотворения мира. И он имеет якобы космогоническую суть. Еще в древности люди в наших краях наблюдали за перемещением планет, временами года. И установили время, когда день и ночь одинаковой продолжительности. В этом году весеннее равноденствие начинается 20 марта и продлится до 23-го, если следовать современному календарю. С этого времени день увеличивается аж до летнего солнцестояния (его пик приходится на 21 июня), до праздника Купалы. Отсюда и название – Великдень. Отмечали его как праздник весеннего солнца и пробуждающейся природы, победы света над тьмой, дня над ночью, весны над зимой. Люди на радостях дарили друг другу писанки, куличи или бабки, которые ныне называют пасхой.
 
Этому периоду наши предки посвящали такие праздники, как Вербное воскресение, которое предшествовало Великодню. После него праздновали Навский Великдень, Рахманный Великдень, Русальный Великдень и прочие. Раньше в такой день устраивались массовые гуляния с песнями, хороводами, играми. В Навский Великдень пращуры поминали предков, которые якобы после зимы выходят на поверхность. До этого дня приводились в порядок кладбища, могилы.
 
По мнению исследователей, не стоит ставить знак равенства между Великоднем и Пасхой. Празднование Пасхи связано с большим событием в жизни еврейского народа, а именно: исходу его из египетского рабства, где он пребывал свыше 400 лет, под предводительством жреца Моисея (Мосе, Осарсифа). На основе Пятикнижия библеисты утверждают, что это происходило в XV – XIII веках до новой эры, то есть задолго до Иисуса Христа.
 
Название «пасха» пошло от слова «пейсах», что в переводе с гебрейского языка означает «перескакивать» или «проходить мимо». Согласно Библии Господь Яхве якобы собрался убить в египетской земле каждого первородного от человека или животного. А чтобы уберечь своих, он приказал им обмазать двери кровью жертвенного ягненка. Эти дома он впоследствии обошел-перескочил. И в честь такого чудесного спасения иудеи стали праздновать святую Пасху. То есть, в основу христианской Пасхи положен библейский текст о выходе евреев из Египта. Тем самым, хоть он тоже весенний праздник, но очень отличается от Великодня. И, как правило, празднуется намного позже весеннего равноденствия. Такова предыстория.
 
Что касается Воскресения Христового, то этот праздник начали отмечать после Никейского собора, состоявшегося в 325 году новой эры. К слову, он же постановил, что христианам не разрешается праздновать Великдень в дни, когда отмечается Пасха. На Руси Воскресение стало праздноваться только после ее крещения в 988 году киевским князем Владимиром. В основе его торжеств – библейский рассказ о воскресении Иисуса Христоса. Этот христианский праздник в нынешнем году по западном обряду будет отмечаться 8 апреля, во восточному – 15 апреля. И олицетворяет победу Божьего Сына над смертью и вечным забвением. Верующие надеются на жизнь после кончины – в этом главный смысл празднования.
 
В Библии рассказывается, что после распятия на Голгофе ранним утром Иисус воскрес. Это действо якобы сопровождалось страшным землетрясением. Тогда же ангел небесный отвалил камень от входа в гроб Господний, и женщины-мирроносицы Мария Магдалина, Дева Мария, мать Якова и Соломия, придя в гробу, не увидели Иисуса. Ангел сообщил им о его воскресении.
 
Разница в сроках празднования Воскресения Господнего в церквях западного и восточного обрядов обусловлена несоответствием григорианского и юлианского календарей почти на тринадцать дней.
 
А относительно этих праздников – различия очевидные. И каждый должен отмечать тот, в который верит. Но знать предысторию их возникновения не помешает.