«В королевстве мух главная борьба всегда идет за мухобойку». Эти слова позаимствованы у известного украинского политолога Дмитрия Выдрина. Поскольку очень сложно найти что-то более подходящее для характеристики событий прошлой недели. Хотя точнее будет сказать – реакции на события 18 мая в столице Украины. Всю неделю власть и оппозиция выясняли между собой, кто спровоцировал стычки во время массовых протестов в ту злополучную субботу. И мало кто в Украине сомневается, что эти разборки ничем полезным не закончатся и не могут закончиться априори ни для государства, ни для общества. Ведь там, где виноваты все, никто не виноват.
Любой здравомыслящий человек в стране отлично понимает, что киевские события от 18 мая не являются досадной случайностью. Скорее, это логическое следствие развития общественно-политических процессов как минимум за последнее десятилетие. Эти процессы можно квалифицировать как ситуацию нарастающего хаоса. Похоже, что эта ситуация приближается к пиковой отметке. Поскольку опять же любой здравомыслящий человек понимает, что стычками 18 мая общественно-политические процессы в Украине не закончатся. Ведь не для этого же они начинались. Или начинали те, кому это выгодно. Полезно вспомнить, что начиналось это все во время канувшей в лету Оранжевой революции.
Именно проблема политической выгоды лежит в основе выяснения отношений по поводу произошедшего в Киеве 18 мая. И если беспристрастно подойти к поиску ответа на вопрос кому это все было выгодно, то любому здравомыслящему человеку станет ясной его истинная подоплека. Когда так называемая объединенная оппозиция задумывала и начинала всеукраинскую акцию протеста «Вставай Украина!», ее организаторы обязаны были просчитать все варианты последствий такой акции. Не исключено, что так оно и было. Иначе, зачем идти в политику.
Но одно дело просчитывать варианты последствий акции «Вставай Украина!» с позиций ее безоговорочной победы. И совсем другое дело – с позиций ее безоговорочного провала. Увы, но оппозиция ограничилась лишь фанатичной верой в свой оглушительный успех. О других вариантах речи не было. И не могло быть, если не забывать о качестве украинской оппозиции.
Агрессивная самоуверенность оппозиции в своей конечной победе неизбежно толкает ее к безнаказанности. А безнаказанность, как известно, всегда рождает беспорядок. Поэтому не следует удивляться тому, что произошло в Киеве 18 мая. В этих событиях отразилась вся мерзость нашего политического бытия. И не только политического. Ко всеобщему несчастью обсуждение случившегося в Киеве вскрыло все нравственные язвы украинского общества, которые обнажились во всей своей неприглядной красе.
Если бы финальная часть акции «Вставай Украина!» имела в Киеве огромное число сторонников, то не надо было бы прибегать к платным услугам тех, кто обеспечивает видимость массовости протестных митингов. А когда лидеры оппозиции убедились в провале своей поддержки со стороны людей, то вынуждены были обратиться за помощью к платным митинговальникам. Ведь за последние годы в Украине сформировался целая прослойка так называемых политических рантье, которые паразитируют на противостоянии между властью и оппозицией. В первую очередь это пенсионеры, студенты и бомжи. Им всё равно кого обслуживать. Лишь бы платили. А платят, как выясняется, и те, и другие.
Как очень метко выразился руководитель «Интерфакс Украина» Александр Мартыненко проплаченные митинговальники встретились на «узкой» дорожке к «партийной кассе», что и привело к драке. Драке, которая ничего общего с политикой не имеет. Так что мы должны благодарить это событие хотя бы за то, что оно вскрыло всю мерзость такого политического нарыва. Нарыва, который вызревал годами.
На этом фоне Партия регионов имела свои преимущества, поскольку организаторы антифашистского митинга не стали скрывать, что проплатили прибывшим из разных городов страны участникам митинга проезд и питание. И неудивительно, что те вели себя как всегда дисциплинированно. К примеру, крымские участники митинга выглядели в этом плане наиболее организованными и активными. Поэтому у регионалов не было абсолютного смысла провоцировать какие-либо силовые стычки с оппозицией, а тем более с милицией.
Но регионалы тоже были обязаны просчитать все риски, связанные с проведением антифашистского митинга. И в первую очередь реакцию на него со стороны подавляющего большинства «демократически» настроенных журналистов. Ведь журналисты в Украине являются частью системной оппозиции к власти и уже не раз демонстрировали свое открытое пренебрежение к Виктору Януковичу лично и Партии регионов в целом. Нередко это пренебрежение перерастало в откровенные провокации. Это тоже уже стало частью украинской политической традиции.
Поэтому поведение журналистки «5-го канала» Ольги Снисарчук было вполне прогнозируемым и ожидаемым. Ожидаемым для организаторов от Партии регионов, но не проплаченных участником митинговой «массовки». Именно в этом слабом звене возникла драка среди тех, кто не привык уступать провокаторам. Такой человеческий материал является сухим порохом, который очень легко воспламеняется при малейшем энергетическом напряжении толпы. То есть сработал эффект социального заражения тех, кто в одинаковой степени ненавидит и власть и оппозицию. И милиция в таких случаях уже бессильна. Во всяком случае, на какое-то время. Что и требовалось доказать оппозиционерам. Остаётся лишь сожалеть, что так называемые «независимые» журналисты использовали драку 18 мая для публичного и окончательного перехода в оппозиционный лагерь. Лагерь, который такие журналисты будут теперь обслуживать открыто и с удовольствием.
Поэтому политические разборки последствий событий 18 мая должны вестись, прежде всего, с точки зрения установления медицинского диагноза психического состояния украинского политикума и, к великому сожалению, значительной части украинского общества. И только уже на основании такого диагноза нужно прописывать рецепт лечения наших отечественных политиков и политически активных граждан. Других вариантов в поиске ответа на вопрос как избежать грядущей катастрофы для молодой украинской государственности и еще не сформировавшейся единой украинской политической нации, нет. И быть не может.
Увы, но вместо этого власть и оппозиция упорно пытаются переложить ответственность за произошедшее 18 мая друг на друга. Назначить виновного и представить его украинским избирателям. Наивно полагая, что тем самым можно добиться решающего перевеса в нарастающей политической войне за титул Президента Украины. Особенно в этом упорствует так называемая объединённая оппозиция. Не подозревая, что таким образом она разрушает жалкие остатки надежд своих сторонников на реальное объединение.
А между тем сторонники оппозиции ждали, что именно во время финала акции «Вставай Украина!» в Киеве будут названы единые оппозиционные кандидаты на выборах мэра столицы и президента Украины. Но этого как раз и не произошло, что могло вызвать реальное раздражение участников митинга. Такое раздражение нужно было чем-то перебить. Желательно чем-то очень эпатажным. И лучше драки здесь придумать было нельзя. Тем более, что ситуация этому способствовала как нельзя лучше. Вот и вся сермяжная правда о том, что случилось 18 мая. Как всегда банально просто и по-украински бестолково.
Так что произошедшее 18 мая с одной стороны как бы подвело итог определенному подготовительному этапу к решающим предвыборным боям за титул Президента Украины. А с другой стороны дало старт новому этапу, о конкретных параметрах которого судить еще рановато. Однако поднятая шумиха вокруг скандальных событий той печально знаменитой субботы могут существенным образом передернуть планы власти и оппозиции и тогда старт нового этапа предвыборной войны может стать фальшь стартом.
Поэтому противоборствующие стороны очень нервничали при выясне6нии отношений на том же ток-шоу Савика Шустера. Это заметила вся украинская многомиллионная телевизионная аудитория. Впервые за всю историю авторской программы Шустера непосредственные участники телевизионных политических боев выглядели чересчур агрессивно и одновременно как-то растерянно. А причиной такой растерянности стала неуверенность и страх за те последствия, к которым может прийти украинское сообщество при дальнейшем нагнетании подобных общественных настроений. Эти последствия могут стать плачевными для обеих сторон. А это значит, что для государства и общества вместе взятых.
Политическая атомизация государства и общества достигла в Украине критически опасного уровня. Слабые скрепы молодой украинской государственности расшатаны до предела, в результате чего власть и оппозиция живут в придуманной ими собственной системе ординат. Тогда как общество вынуждено выживать по своим легальным и нелегальным схемам. Отчуждение государства от своих граждан поразило буквально все сферы общественной жизни. И оппозиция сама того, не понимая играет в этом процессе отчуждения заглавную роль.
Отсутствие в политике оппозиции конструктивной функции, безусловно, ослабевает и власть как таковую. А это лишь закрепляет хаотичный процесс вседозволенности, которую можно преодолеть только совместными усилиями государственных институтов и оппозиции. Поэтому не следует удивляться тому, что в день города Киева вопреки жестким общественным настроениям в центре столицы состоялся таки гей-парад. Тем самым Украина сделала еще один «важный» шаг на пути в объединенную Европу. И никто при этом всерьез не задумывается о еще одном «важном» шаге на пути к окончательному разрушению нравственных тысячелетних традиций украинского православия.
Когда внимательно смотришь на действия украинской оппозиции под таким углом зрения, то становится более понятной логика ее поведения. Хотя такое трудно назвать логикой. Скорее, это маниакальное упорство в стремлении к некому мифическому национальному самовыражению. Самовыражению, которое, как правило, проявляется в каких-то политических конвульсиях ненависти ко всему, что не соответствует животным инстинктам национал-патриотов. Иначе практически невозможно объяснить то, что мы ежедневно видим и слышим в украинском парламенте, на телеэфирах и акциях уличных протестов. Все это вместе взятое не поддается логике здравого смысла.
Порой возникает ощущение, что отечественный политикум стремится включить Украину в мировую книгу рекордов по уровню производства на душу населения политического хамства и ненависти к государственным институтам, призванным ограничивать все подобные проявления. Кто-то однажды и вдруг объявляет себя истиной в последней инстанции и начинает неистово навязывать себя в таком качестве всему обществу. Заявляя, что общество само хочет именно этого. И все это подается как высшее проявление подлинной демократии. А тот, кто не разделяет такого подхода, тут же объявляется бандитом и агентом Кремля.
Весь этот грязный поток агрессивного невежества и политической ненависти стремительно разливается по всей стране, угрожая затопить пока не поддающиеся влиянию оппозиции территории. И на этих территориях оппозиция ищет себе политических союзников по собственному подобию. Разумеется, Крым не является здесь исключением. Скорее, наоборот. Крым в противостоянии власти и оппозиции играет роль лакмусовой бумажки: кто имеет здесь преимущество, тот может рассчитывать на политический перевес в масштабах всей страны.
Не последнюю роль в этом противостоянии с властью оппозиция отводит меджлису крымских татар. Нетрудно заметить, что все протестные акции так называемой объединенной оппозиции в Киеве и областных центрах страны по своей политической направленности и тональности проведения совпадают с тем, что делает в этом плане меджлис. Не стала в этом плане исключением и реакция меджлиса на высказывания Генерального консула Российской Федерации в Симферополе Владимира Андреева в связи с премьерой художественного фильма «Хайтарма».
Для меджлиса конфликт с российским консулом в нынешней политической ситуации стал подлинной находкой. Этот конфликт очень показателен со многих точек зрения. Во-первых, он позволил меджлису продолжить линию нагнетания политической напряженности в Крыму, пик которой пришелся на траурные мероприятия по случаю очередной годовщины депортации крымских татар. Что полностью вписывается в общую стратегию борьбы объединенной оппозиции с правящим режимом и расценивается в качестве вклада меджлиса в ее реализацию.
Во-вторых, этот конфликт очень точно отражает характер государственных взаимоотношений между Украиной и Россией. Ведь в России, как известно, отношение к военной памяти о Великой Отечественной войне лежит в основе государственной идеологии. Тогда как при полном отсутствии в Украине государственной идеологии как таковой, военно-историческая память о Великой Отечественной войне превратилась в предмет ожесточенной политической борьбы. Поэтому конфликт с Владимиром Андреевым по этому поводу для меджлиса очень кстати.
В условиях, когда российское руководство занимается активным принуждением Украины к Таможенному союзу, обеим сторонам не нужны дополнительные раздражения в украино-российских отношениях. Тем более, что в прошедшее время состоялась неожиданная, на первый взгляд, рабочая встреча Президентов Украины и России. Эта встреча имеет принципиальное значение именно тогда, когда украинская сторона находится в завершающей стадии подготовки к подписанию Договора об ассоциации с Евросоюзом. Надежда для России не допустить такого подписания еще есть. Впрочем, также есть надежда для Украины не закрыть окончательно дверь в Таможенный союз. Игра идет сложная и многосторонняя. Финальный счет этой игры пока не ясен. Ведь так непросто сохранить свое лицо, желая приглянуться буквально всем.
Не будет лишним напомнить, что крымские регионалы и меджлис играют в разных политических командах. При очень высоких политических ставках на конечный результат. Так что не составляет большого труда спрогнозировать дальнейшее нарастание противостояния меджлиса с крымскими властями в лице регионалов. Противостояния, в котором на сегодня меджлис заинтересован больше чем власть. Что мы и наблюдаем в настоящее время. Хотя он будет стараться представить все в ином свете. Особенно в информационном пространстве.
Ну, а Генеральный консул Российской Федерации Владимир Андреев, как известно, подал в отставку. Хотя достаточно трудно назвать все подлинные мотивы такого поступка. Вероятнее всего, здесь тесно переплелось как государственное, так и личное. Вряд ли кто-то способен дать такому поступку объективную оценку. Здесь больше политических спекуляций, нежели здравого смысла. Ведь для исполнения сложных политических трюков всегда трудно найти способного дублера. Поэтому оставим эту тему без продолжения.
Все остальные события прошлой недели были лишь аккомпанементом к политическим разборкам вокруг произошедшего 18 мая. Очевидно, эта дата займет не самое достойное место в политическом календаре современной отечественной истории. Хотя более объективно об этом можно будет судить лишь по прошествии времени. К сожалению, на запросы времени сегодня чаще отвечают временщики.
А совет начинающему политику будет как всегда в тему: не подводите итоги – они могут ответить тем же.
Александр Форманчук