Войны зарождаются в умах

«Первой жертвой войны становится правда». Эти слова американского писателя Джонсона Хайрама как нельзя лучше отображают пульс событий прошлой политической недели. Все они были вызваны празднованием Дня 9 Мая одних и попытками сорвать этот праздник других. Увы, но для Украины такое состояние умонастроений стало в последние годы заметной тенденцией к пересмотру сложившихся традиций празднования Великой Победы.
В стране растет число желающих упразднить эти традиции, не предлагая при этом какой-то разумной альтернативы. Все альтернативы сводятся к банальному желанию запретить советскую символику и заменить само празднование на тихое поминание жертв Второй мировой войны. То есть нам предлагают заменить День Победы на День Скорби. И непросто предлагают, а в целом ряде украинских городов в канун 9 Мая пытались провести специальные мероприятия ко Дню Скорби. Вроде бы все как в Европе, где 8 Мая повсеместно отмечается капитуляция фашистской Германии, принесшей Европе неисчислимые жертвы и разрушения. Символично, что эти мероприятия сопровождались молебнами священников Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
А на самом деле за этой подменой, казалось бы, вполне безобидных для Украины понятий кроется страстное желание националистических сил до конца «очистить» страну от советской «оккупации» и окончательно перечеркнуть подлинный смысл Победы над гитлеровским нацизмом. Что бы не утверждали украинские националисты, но все в итоге сводится именно к этому. Поэтому так старательно вычищается историческая правда о героизме и трагедиях Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Начиная с того, что само понятие Великой Отечественной войны подменяется названием Второй мировой войны. Именно названием, поскольку эти понятия практически подменить невозможно из-за давно доказанной хронологии событий той военной поры.
И все же празднование Дня Победы в этом году свидетельствует о том, что чем упорнее желание отдельных политических сил страны скорее упразднить его, тем больше желающих сохранить этот праздник на личном и семейном уровне. Если это не совсем получается на государственном уровне. Это подтверждают и данные социологических опросов. Так, 82 процента опрошенных жителей страны заявили, что 9 Мая для них является праздником с соответствующим реагированием. При этом ни один географический регион страны не имеет числа сторонников этого Праздника ниже 60 процентов от общей численности населения. Такой показатель характерен, к примеру, для Западной Украины.
А больше всего настоящих ценителей и почитателей Дня Победы проживает на Юге Украины – 91 процент жителей региона. В это число входит и Автономная Республика Крым вместе с городом-героем Севастополем. И вообще 9 Мая – это, пожалуй, единственный в Украине праздник, где неуместно делить отношение к нему людей по административно-территориальному признаку. Отношение к этому празднику ближе всех других дат и событий подводит нас к понятию единой политической нации. Несмотря на различное толкование одних и тех же событий периода Великой Отечественной войны.
Отрадно, что такой вывод распространяется и на украинских старшеклассников, родившихся уже в независимой Украине. Это показал розыгрыш Кубка украинских школ в телевизионном ток-шоу Савика Шустера на канале «Интер». Кубок разыгрывался школьными командами Киева, Львова, Харькова и Одессы и был посвящен знаниям темы Великой Отечественной войны. Отметим сразу, что первый розыгрыш такого Кубка можно считать вполне успешным и достаточно поучительным с точки зрения проникновения в процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения в условиях перманентного политического противостояния по проблемам становления украинской государственности. Первая реакция позволяет сделать, по крайней мере, несколько интересных выводов.
Вывод первый свидетельствует о высоком интересе старшеклассников к военной истории. Во всяком случае, участники конкурса показали отличные знания по самым различным проблемам Великой Отечественной войны. В том числе и достаточно спорным и противоречивым. И это вызывает искреннее уважение к юношам и девушкам.
Вывод второй говорит о том, что в школьных учебниках по истории за годы независимости Украины уже накопилось достаточно много различных версий и взглядов на одно и то же историческое событие времен войны. Что и продемонстрировали участники конкурса при их освещении. При этом чувствуется, что авторы этих учебников нередко стремятся к искусственной подгонке того или иного исторического события под интересы и цели определённых политических сил.
И, наконец, третий вывод демонстрирует нам всем, что трактовка исторических событий времен войны очень четко зависит от региональных интересов, под влиянием которых формировалось мировоззрение молодых участников конкурса. Особенно наглядно это продемонстрировали старшеклассницы из Львова. Они настолько настойчиво отстаивали взгляд на события той далёкой военной поры в галицийской трактовке, что легко пожертвовали чистотой исторических фактов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они проиграли дуэль своим киевским сверстникам с разгромным счетом. При этом возникало ощущение, что это их абсолютно не расстроило, ибо главное для них было не уступить в чистоте идеологической. И это им как раз удалось.
Есть все-таки что-то символическое в том, что победителем этого исторического конкурса украинских старшеклассников стала команда города Харькова. Именно эта команда менее всего была подвержена влиянию политической конъюнктуры в трактовке исторических фактов времен Великой Отечественной. Тем самым ребята доказали, что фундаментальные оценки этой самой кровопролитной в истории человечества войны устоялись давно и переписать их в угоду интересам отдельных политических сил и территорий уже невозможно. Это касается, разумеется, и роли Украинской Повстанческой Армии в той войне. Эта роль никак не тянет на положительные оценки, как бы их не навязывали последователи тех, кто воевал тогда не столько против гитлеровских оккупантов, сколько против так называемых советских «оккупантов». Тех самых советских «оккупантов», которые ценой невероятных усилий и потерь сломали хребет немецкому нацистскому режиму. Поэтому война УПА против Советов была лишь на руку немецким нацистам. И оспорить этот факт невозможно. Никогда!
К сожалению, в целом удачный политический проект в программе Савика Шустера не обошелся и без традиционных для этого эпатажного телеведущего и заранее продуманных идеологических провокаций. Хотя внешне это выглядело вполне безобидно и ненавязчиво. Вместе с тем приглашение на программу в качестве «верховного арбитра» первого Президента независимой Украины Леонида Кравчука явно пошло на «пользу» трактовкам с националистическим оттенком. И делалось это тоже вроде бы ненавязчиво. Хотя Кравчук щедро раздавал свои президентские балы тем, кто отстаивал чисто «украинский» взгляд на ту войну.
Было также заметно, как Леонид Макарович «тянул» к победе киевскую команду при попустительстве того же Шустера. Эта команда также не избежала националистических соблазнов. В конце концов, вышло бы так, как того хотели Шустер с Кравчуком, если бы не голосование зрителей. Именно голоса телезрителей обеспечило перевес команды старшеклассников из Харькова, что вызвало явное разочарование Леонида Кравчука.
И все же идеологическое послевкусие от этого телевизионного конкурса осталось далеко неоднозначное. Прежде всего, чувствуется отсутствие четкой и продуманной государственной стратегии по отношению к военному историческому наследию 1941-1945 годов. Сказывается искусственный характер территориальных приобретений Советской Украиной по итогам послевоенного передела Европы. Эти приобретения, как известно, осуществлялись по желанию и замыслу Сталина.
Сталин прекрасно понимал искусственность и историческую несовместимость этих территориальных приобретений. Так же как он прекрасно понимал, что такую территориальную несовместимость можно преодолеть только в условиях жестких идеологических тисков сталинского государства. Как оно, собственно, и было на протяжении всей послевоенной советской истории.
Тогда как у нынешнего независимого Украинского государства нет какой-либо внятной идеологии вообще. Отсюда и та историческая рыхлость, которая сопровождает процесс государственного строительства в рамках современных административно-территориальных границ Украины. Поэтому руководство страны боится рисковать серьезной государственной поддержкой празднования Дня Победы. Вот и на этот раз участие первых лиц Украины в праздновании Дня Победы было невыразительным и слишком обыденным. Словно они стеснялись «потревожить» дух и память тех, кого, мягко говоря, это празднование раздражает.
А так называемая объединенная украинская оппозиция также проявила свою политическую оппозиционность не столько к руководству страны, сколько к светлым чувствам тех, для кого празднование Дня Великой Победы всегда было и до конца дней останется самым святым в их нынешней непростой жизни. А попытки самопровозглашенного лидера украинской оппозиции Арсения Яценюка подсчитать «баланс» весомого вклада в Великую Победу воинов Красной Армии и УПА выглядят не только неуклюжими, но и оскорбительными. Причем как для одних, так и для других. Им невдомек, что для воевавших война никогда не кончается.
Одним словом, с каждым очередным празднованием Дня 9 Мая в Украине утверждается некий иной смысл этого некогда святого всенародного действа. В отличие от России, где празднование 9 Мая несет важную идеологическую нагрузку как празднование Великой Победы советского народа над фашизмом, Украина все дальше отдаляется от такого идеологического смысла и идет по пути превращения этой исторической даты в домашний праздник. Что в целом соответствует традициям украинского хуторянства.
Россия с каждым годом наращивает государственную важность празднования Дня Победы, что отвечает ее потребностям роста геополитического влияния в мире. Тогда как Украина продолжает поиск своих главных политических партнеров в этом быстро меняющемся глобализированном мире. Отсюда и стремление придать празднованию 9 Мая как можно больше нейтральности и желание снизить его государственную функцию. И вряд ли уже можно изменить такие тенденции. К несчастью одних, и радости других. Такова природа украинского государства, которую переделать очень сложно. Если возможно вообще.
В такой ситуации чрезвычайно важно сохранить народную память об этом святом практически для каждой украинской семьи празднике. И здесь резко возрастает роль региональных властей. В чем мы убеждаемся год от года. К счастью, руководство Автономной Республики Крым не только это прекрасно понимает, но и старается развивать сложившиеся традиции всенародного праздника. В этом плане крымские власти выступают как единая команда, показывая образцы примера для всех других украинских регионов. Крым прочно удерживает за собой роль лидера военно-патриотического воспитания населения.
Так, члены Президиума Верховного Совета АРК уже третий год кряду восстанавливают на свои личные сбережения памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны. На сей раз народные избранники выполнили такую благородную миссию в селе Курортном, где немецкие оккупанты заживо сожгли практически всех жителей деревни. Как говорится, от мала до велика. К великому сожалению, нашлись мерзавцы, которые подвергли памятник сожженным односельчанам акции вандализма. Увы, но такое в последние годы встречается все чаще и чаще. Сказывается тотальное наступление психологии массового потребления вещей и пошлости.
Как бы там ни было, но члены Президиума Верховного Совета АРК во главе со своим лидером Владимиром Константиновым восстановили памятник в Курортном и заново открыли его в канун празднования Дня Победы. Подобные благородные поступки работают не только на авторитет власти, но и поддерживают веру людей в торжество принципов моральной справедливости. Их преимущество над уродливыми проявлениями потребительской психологии и политической пошлостью.
Ну, а лидер крымских регионалов и Председатель Совета Министров АРК Анатолий Могилев в эти дни отдал предпочтение встречам и общению с ветеранами Великой Отечественной войны. Как справедливо заметил Анатолий Владимирович, их осталось так мало, что власть просто обязана помогать персонально каждому. В том числе и закреплением за ними социальных работников. Ведь самому молодому участнику боевых действий сегодня должно быть не менее 86 лет от роду
А вообще празднование Дня Победы в Симферополе стало самым массовым за все годы независимости Украины. На улицы города вышли до 30 тысяч симферопольцев, чтобы отдать дань памяти павшим и уважения живым ветеранам. И массовость эта была обеспечена не только людьми старшего поколения, но и молодежью. А это лучшее свидетельство того, что есть праздники, которые связывают поколения общей исторической памятью. И День Победы в этом ряду, пожалуй, самый главный и важный. И Крыму, очевидно, выпала особая миссия в деле сохранения и продолжения традиций этого великого всенародного праздника. Нам бы только не забыть об этой миссии Крыма Чтобы не было стыдно перед потомками.
Есть что-то символичное в том, вслед за Днем Победы в Украине отмечался международный день матери. Праздник, прямо скажем, для нас нетрадиционный. Хотя понятие «мамо» для Украины является национальным символом. Достаточно вспомнить знаменитую песню из советских времен с поэтическим названием «Ридна маты моя, ты ночей нэ доспала…». Вот только отношение к этому символу чаще вызывает чувство стыда, нежели гордости. Это подтверждает и опубликованный международный рейтинг стран, где матери чувствуют себя наиболее комфортно. Из 75-ти стран, попавших в зону внимания такого рейтинга, Украине отведено 74-е место. Вслед за нами из европейских стран лишь Албания. Комментарии здесь, как говорят в таких случаях, излишни.
А совет начинающему политику на этот раз мы позаимствовали у великого Черчилля: в войне от вас не требуется быть милым – требуется только быть правым.
 
Александр Форманчук