История зданий. Растительные мотивы симферопольских барельефов

История зданий. Растительные мотивы симферопольских барельефов

Неспешно прогуливаясь по улицам Симферополя или торопясь на работу, мы редко смотрим вверх и обращаем внимание на здания, которые нас окружают. А ведь многие из них украшены символами, наглядно повествующими об истории города. Мы прогуляемся по центру Симферополя, чтобы изучить тайные и явные знаки на фасадах. Статьей о растительных мотивах мы открываем цикл, посвященный барельефам симферопольских зданий.

Один из самых распространенных вариантов украшения фасадов зданий – это растительные орнаменты и элементы. Например, их можно увидеть на здании детской музыкальной школы на пересечении улиц Пушкина и Гоголя, которое ранее принадлежало купцу и предпринимателю Левитану.

На верхней части расположились венки из листьев, которые означают благополучие, величие, бессмертие, и, по поверьям, охраняют от воздействия злых сил. А два переплетенных венка – это своеобразный символ гармонии, мужского и женского начала. Не зря они напоминают соединенные обозначения Марса и Венеры. Смысловое содержание усиливается тем, что сплетены венки из дубовых листьев, ведь дуб – это символ непоколебимой силы, мощи, достоинства.

К слову, на стоматологической клинике, расположенной напротив здания музыкальной школы, также можно увидеть растения, вплетенные в венки – прямо над входом.

Растительные элементы расположились и на фасаде знаменитой «черной аптеки» на пересечении улиц Пушкина и Горького, которая была построена в 1929 году и до сих пор не поменяла своего профиля. Закрученные по спирали листья подпирают крышу аптеки и напоминают улиток – символ вечности и терпения. Терпение наверняка пригодилось местной достопримечательности, ведь во времена Великой Отечественной войны здание служило фашистам как ресторан и казино.

А на перекрестке улиц Пушкина и Карла Маркса находится здание бывшей Городской думы и управы, в которую избирались только крупные владельцы недвижимости, промышленники и банкиры. Сейчас первый этаж занимает ювелирный магазин. В пространствах между окнами второго этажа можно разглядеть интересные символы – деревья с плодами, диском посредине и ленточкой на стволе. Дерево обозначает жизнь, плодородие и энергию.

Необычное и красивое здание располагается на перекрестке улиц Александра Невского и Серова. Оно построено в 1877 году для купца первой гильдии Розенштейна, который в 1884 году передал его своему сыну под меняльную контору. Но это здание больше известно как бывший филиал Азово-Донского коммерческого банка, существовавший в Симферополе с 1903 года. И сейчас здание не поменяло свой профиль – здесь находится Министерство финансов Крыма. Оно украшено довольно просто – только растительными и геометрическими узорами. Внимание привлекают разве что золотые цветы, напоминающие солнце. А ведь солярные знаки – одни из древнейших, они восходят к неолиту и Древнему Египту. Издревле солнце использовалось в архитектуре как оберег.

Вот где растительные мотивы представлены в большом количестве, так это на здании кинотеатра имени Шевченко на улице Горького. Передняя часть здания с аркой была создана в 1915 году, но еще раньше, в 1904 году здесь располагался первый в Крыму иллюзион, затем – синематограф, а после – кинотеатр «Баян». В 1920 году кинотеатр переименовали в «Звезду революции», а затем в «Большевика». Есть версия, что используя лепные растительные узоры и стилизованные изображения животных и птиц, характерные для модерна, архитектор хотел противопоставить низкое народное творчество, каким считался кинематограф, высокому академическому – театру. Поэтому арка украшена четырьмя головами греческого бога Пана, который любил разгул и веселье. В то же время, «Пан» переводится как «все» и означает воплощение всеобъемлющей природы.

А за поворотом, на одном из зданий улицы Пушкина разместился интересный флористический знак – роза на щите. Роза была символом окруженного тайнами масонского общества. Она обозначает тайну и молчание, поэтому изображалась в виде барельефа на потолках залов, ведь сказанное «под розой» должно оставаться секретным и конфиденциальным. В Симферополе в XIX веке действительно действовал масонский орден, однако сделать более точные выводы о принадлежности к масонам этого здания довольно сложно. На здании больше нет никаких знаков вольных каменщиков, к коим относятся пирамида, циркуль, акация. Хотя… у масонов были так называемые голубые ложи, обозначавшие символическое масонство, а голубой считался цветом истины, совершенства, верности и всемирного братства. Может быть, не случайно здание с розой на щите выкрашено именно в голубой цвет? 

Марина Резникова
Фото автора