По центральным новостным каналам ТВ как-то вдруг хором промелькнули несколько сюжетов под нехитрым, но очень провокативным девизом «Супермаркеты долой, импортным товарам бой!» Народ сразу заволновался – «куды ж, мол, теперь без тебя (супермаркета привычного)»? Эксперты, законники-юристы про советскую власть вспомнили с ее авторитарной системой регулирования. Одним словом, поднялся весь ворох привычной конъюнктурной шумихи. А между тем, проблема достаточно серьезная. И в Крыму, нашем особенном Крыму, она имеет свою специфику. Чтобы ознакомить с этой спецификой журналистов, на днях в Крыму прошел пресс-тур «Вкусно. Чисто. Честно» по местам трудовой славы крымчан. Но не прошлой славы, а нынешней и даже нацеленной в будущее. О концепции и перспективах проекта «Содействия экономическому развитию и занятости» корреспонденту Крымского информационного агентства рассказала эксперт проекта Наталия Гордецкая.
– Во всем мире крепнет экологическое движение. Люди предпочитают натуральные продукты, выращенные без применения химикатов, натуральные ткани, дома. И, казалось бы, где, как не в Крыму с его уникальными природно-климатическими условиями и давними традициями земледелия, выращивать экологически чистые продукты. Оказалось – все не так просто. Перспективной целенаправленной программы по производству органических продуктов в стране до сих пор нет. А у нас в Крыму вообще получается, как в старом анекдоте – «мухи отдельно, котлеты отдельно». Есть жители и гости Крыма, которые как раз и хотят есть натуральные продукты. Ведь туристы едут к нам не только крымскими красотами полюбоваться и в море поплескаться, но и попробовать оригинальные своеобразные блюда многонациональных крымских кухонь. В прошлом году по нашим подсчетам только Бахчисарай посетили свыше миллиона(!) туристов. С другой стороны, есть крымские хозяева, фермеры, которые выращивают эту самую экологически чистую продукцию – персики, клубнику, виноград, картошку, пшеницу. Уже сегодня тот же Бахчисарайский район может удовлетворить любой гастрономический запрос: от мяса до фруктов. Но им некуда свою продукцию сбывать! Нет складов, нет хранилищ, очень трудно реализовать урожай. Ведь торговать – не дело фермера. А продукты нежные, сезонные, скоропортящиеся. Тут особенно важна выстроенная система взаимодействия, как говорят на Западе: «flexible path» – «гибкий путь». Это одна проблема.
– Вторая – малые отели. И у них нет связей с фермерами, и «очень далеки они от народа». В ходе рабочей поездки обнаружилось, что с полной ответственностью из всего множества мини-гостиниц мы можем рекомендовать нашим гостям от силы 2-3.
Что может стать «фишкой» малого отеля? Какая-то особинка. Привлекательный внешний вид заведения, оригинальная концепция, сезонные крымские продукты: летом – одно, зимой – другое, фирменные блюда.
Движение «Slow food» в разных странах набирает обороты. Мы – в самом начале, на старте. В рамках проекта «Содействие экономическому развитию и занятости» планируется провести ряд тематических семинаров среди крымских фермеров и отельеров с целью наметить перспективы развития.
– Одним из уже действующих предприятий этого направления является «Эко-хлеб +» в селе Кольчугино, выпускающий бездрожжевой хлеб и хлебцы из пророщенной пшеницы. Его директор Одиссей Пипия за несколько лет поднял предприятие от полуразрушенных стен старой пекарни до уровня современного производства с объемом до 50 000 единиц продукции ежемесячно.
Эта оригинальная продукция произвела очень хорошее впечатление. К тому времени уже прошла сертификацию в Германии. Там была открыта булочная. А вы представляете себе – что такое открыть булочную для немцев?! Сейчас завершается процесс сертификации в Украине. Компания «Эко-хлеб +» специализируется на производстве хлебных изделий повышенной пищевой ценности, очень полезных для здоровья. Неудивительно, что уже подписан договор о поставках эко-хлеба и эко-хлебцев в детский санаторий «Чайка». «Здоровая нация начинается со здоровых детей», - совершенно справедливо считает Одиссей Пипия.
Программа пресс-тура включала и посещение культурно-этнографического центра «Рiдне село» семьи Потаповых (село Красный мак, Бахчисарайского района). Здесь также создаются площадки по выращиванию своих органических продуктов, к лету планируется открытие «Музея еды», «Лекарственного сада». Журналисты осмотрели музей под открытым небом, с удовольствием отведали блюд местной кухни, под руководством сотрудницы кооператива «Умют» («Надежда») составили купажи ароматного травяного чая.
– Начинать воспитание основ здорового образа жизни, прививать правильные привычки надо с детского сада, – уверена Наталия Гордецкая, – а туристов и гостей Крыма нужно везти в чистое село, а не тащить в задымленный город. В Крыму уже существуют инициативы по органическому земледелию. Шесть крымских предприятий получили органические сертификаты для своей продукции, ассортимент которой включает овощи, мед, фрукты, эфиромасличные культуры, хлеб. В целом необходимо подчеркнуть, что развитие сектора производства органических продуктов полностью совпадает с приоритетами развития Крыма. Нам нужна законодательная база и развитие инфраструктуры. А крымские фермеры и предприниматели не подведут!
Екатерина Бородина