ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР СИМФЕРОПОЛЯ: О стройках, границах города и легендах

Симферополь по праву можно назвать политическим центром полуострова, ведь именно здесь вершится будущее всего Крымского региона и сталкиваются различные бизнес-интересы. Но сегодня мы отодвинем политику в сторону и посмотрим на другую страницу городской жизни – каменный мир архитектуры, которая вызывает то восторг, то негодование. В эксклюзивном интервью Крымскому информационному агентству главный архитектор Симферополя Юрий Иванченко рассказал о перспективах расширения границ города, сходстве крымской столицы с римскими военными лагерями, грядущей реконструкции центральной части города и списках лучших архитектурных зданий столицы.
СИМФЕРОПОЛЮ СТАЛО ТЕСНО В СВОИХ ГРАНИЦАХ
– Юрий Александрович, как Вы относитесь к идее расширения границ города?
– Город остро нуждается в расширении границ, и если этот вопрос все-таки будет сдвинут с мертвой точки, то в городскую черту войдет часть земель Симферопольского района. Но по какой схеме это будет происходить, – линейной или кольцевой, – пока мы не знаем. Несмотря на то, что конкретных задач никто не ставил, необходимость увеличения границ города понимают все, начиная от архитекторов, заканчивая политиками. В этом вопросе нельзя медлить, по крайней мере, уже пора приступать к разработке концепции и перспективному планированию, ведь генплан крымской столицы, который утвержден в прошлом году, разрабатывался без учета расширения границ.
– Значит, нужно корректировать генплан?
- Последняя корректировка, которую мы утвердили в прошлом году, была заказана восемь лет назад. Понятно, что она уже не отвечает современным требованиям. Поэтому, если заниматься вплотную вопросами расширения границ, прирезки новых территорий для перспективного развития, то нужно заказывать новый генплан, который будет соответствовать столичному городу. В нынешних условиях говорить о масштабных стройках в городе невозможно в силу отсутствия больших свободных городских территорий. А на существующих – можно заниматься лишь реконструкциями или уплотнениями застройки.
– Что Вы имеете в виду под масштабными стройками?
– Это новые незастроенные территории, где можно возвести, к примеру, деловой центр, с административными и офисными зданиями, высотные дома, дороги с транспортными развязками, разбить новые парки и построить жилые микрорайоны.
– А как же быть с самозахватами? Самострои возведены практически на всех прилегающих к городу землях. Без решения этой проблемы ни о каком расширении границ речи идти не может…
– Ну, во-первых, самозахватами заняты не все территории, – свободны земли в районе аэропорта «Заводское». Во-вторых, мы понимаем, что в этом вопросе без помощи и поддержки республиканской власти нам не справиться.

– Во сколько обойдется новый генплан городу? 
– По сравнению с тем результатом, который может получиться, и перспективой – эти цены несоизмеримы. Говоря о сроках, при наличии серьезного подхода и финансирования за два-три года можно подготовить всю необходимую документацию для принятия нового генплана.
СИМФЕРОПОЛЬ И МАНХЕТТЕН ПОСТРОЕНЫ ПО ОДНОМУ ПРИНЦИПУ
– С каким городом по своему архитектурному стилю схож Симферополь?
– Симферополь принципами построения своей исторической части, размещением жилых, общественных зданий, скверов и парков можно сравнить с Санкт-Петербургом. В обоих случаях проектировщики применили один комплексный подход к застройке. Центр крымской столицы имеет четкую квартальную прямоугольную структуру, которая мне как специалисту нравится. По подобному принципу размещали свои военные лагеря еще древние римляне, затем практика перекочевала в градостроительство. К примеру, район Манхеттена в Нью-Йорке также возведен по четкой прямоугольной квартальной структуре.
– Следовательно, в центре города есть ограничение на высотную застройку?
– Рекомендации не повышать этажность зданий центральной части города (в среднем три-четыре этажа) закреплена в опорном историко-архитектурном плане города, что позволяет воспринимать центр как единую градостроительную структуру. Симферополь должен иметь особый поход к застройке, чтобы отвечать требованиям столичного города в том числе.
– Каждый город независимо от местоположения богат историческим прошлым и настоящим. Например, Санкт-Петербург славится мостами и скульптурами львов, Париж – Эйфелевой башней, Дубаи – самым большим в мире фонтаном и небоскребами. Что может стать визитной карточкой крымской столицы?
– Она есть – это здание железнодорожного вокзала, но вполне достоин и комплекс благоустройства реки Салгир с прилегающими к нему зонами отдыха. В планах города – приступить к реконструкции этой зоны, подготовлен проект, но прежде нужно благоустроить запущенный в прямом смысле этого слова Центральный парк культуры и отдыха, которым долгое время никто не занимался, и только затем реконструировать Салгир (очистить русло, установить новые ограды) и прилегающие к нему территории. В итоге получится интересная целостная градостроительная структура.

– Что подразумевает под собой реконструкция Парка культуры и отдыха?
– Мы собираемся в этом году навести порядок не только в самом парке, но и на заброшенных склонах, что по соседству с рекой Салгир. В планах – восстановить спортивную площадку, построить амфитеатр для проведения концертов, открыть общественный туалет, который сегодня заброшен, реставрировать существующую ротонду и возвести еще одну. Хотим заменить плитку, поставить новые скамейки, оборудовать детские игровые площадки, отремонтировать фонтан. В проекте сохраняется место, на котором хотят восстановить памятник Екатерине II. Знаменитую «Зеленку» – бывший ночной клуб «Зеленый театр» – заказчик планирует переоборудовать под кафе и развлекательный центр, с сохранением нынешней этажности, речи о строительстве многоэтажного объекта там не идет.

ПОСТАВИЛ БЫ В ГОРОДЕ СКУЛЬПТУРУ ИЗМАЙЛОВУ
– К Вам обращаются горожане с просьбами установить новые памятники?
– В городе давно говорят о памятнике легендарному военному советскому летчику Амет-Хану Султану в пределах площади возле Центрального рынка и восстановлении памятника российской императрице Екатерине II. Звучат предложения увековечить известного актера, поэта и барда Владимира Высоцкого. Сегодня на местах предполагаемых памятников уже установлены памятные знаки.

В планах построить в Семинарском парке мемориал памяти погибших ветеранов Афганской войны, живших в городе. В то же время мы уже приступили к возведению Аллеи Героев Великой Отечественной войны – уроженцев Крыма в парке им. Гагарина. Еще в прошлом году отрабатывали вопрос по установке бюста первому космонавту Юрию Гагарину возле кинотеатра «Космос», но затем работы заморозили в связи с отсутствием денег.
–Какой бы памятник лично Вы хотели бы установить в городе?
– Как бы это ни странно звучало, но я бы поставил нестандартную скульптурную композицию нашему современнику – джазовому музыканту Энверу Измайлову. Это фантастический музыкант мирового класса. Это талант, который дается свыше. Лично с ним не знаком, но постоянно слежу за его творчеством, покупаю компакт-диски, посещаю концерты.
– Вам как архитектору понравился скандальный памятник десантникам в Керчи?
– Я не хочу комментировать этот вопрос, так как не видел скульптуру вживую, а по фотографиям судить трудно. Поэтому ответить ничего не могу. Ведь оценивать любой памятник нужно по нескольким критериям, среди которых главный – средовое расположение, затем уже говорить о самой скульптуре.
В ЦЕНТРЕ ГОРОДА ГРЯДУТ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
– Когда симферопольцы увидят новый сквер на месте снесенной гостиницы «Астория»?
– Этот вопрос находится на контроле руководства города и республики. Сейчас обсуждаются предложения по размещению в сквере фонтанов, беседок, детской площадки, скамеек для отдыха. Особенностью сквера станет памятный знак, на котором будут отражены исторические периоды крымской истории, своего рода продолжение архитектурной композиции «Скрижали Крыма». Но раскрывать все карты не буду. Пусть для горожан это станет сюрпризом. Благоустройство территории планируем закончить к лету. Общая стоимость работ – около миллиона гривен.

– А где же тогда будет установлен сам монумент «Исторические скрижали Крыма»?
– Этот памятник разделили на две части. Официальная – в виде скрижалей – будет установлена на входе в парк Тренева со стороны Совмина, а дополнительная – в виде исторического знака в новом сквере.
– Когда планируете преступить к реставрации центральных улиц города: Пушкина и Карла Маркса? Насколько глобальные готовятся преобразования?
– Проект по благоустройству этих улиц отрабатывается. Реконструкция начнется в 2013 году и подразумевает ремонт фасадов, новое мощение с различными графическими рисунками, установку фонтана возле торгового центра «Берг». Будут подсажены, где это возможно, новые деревья, старые сохранены. Летние площадки приведем в соответствие с нашими требованиями. В этом году они значительно отличались от тех дизайн-проектов, которые мы согласовывали и рекомендовали заказчикам к размещению.

Еще мы хотим выстроить четкое зонирование улиц, сделав их пешеходной зоной, разрешив только эпизодический заезд транспорта. Также собираемся провести реконструкцию сквера Дыбенко: новые аллеи, площадки, дополнительное озеленение, освещение, строительство малых архитектурных форм.

– Как Вам кажется, не портит внешний облик города тот факт, что на центральных улицах по санкции властей, как грибы, вырастают всевозможные кафешки? Например, на углу пересечения улиц Пушкина и Горького за несколько месяцев возведено мощное бетонное строение.
– Документально на этом месте должна быть летняя площадка, а не капитальное железобетонное строение. Заказчик пошел на явное нарушение и переусердствовал в своих строительных аппетитах. По этому случаю должны быть применены штрафные санкции.

В СИМФЕРОПОЛЕ ЛИКВИДИРУЮТ НЕЗАКОННЫЕ КИОСКИ
– Чем закончился конкурс по приведению городских киосков и ларьков к единому внешнему виду?
– Начиная с января, мы приступим к инвентаризации существующих киосков, чтобы выявить самовольные строения, после чего исполком примет решение об их ликвидации. Узаконенные ларьки и торговые павильоны будут приведены в надлежащее состояние. Говоря о строительстве новых киосков, нами разработаны единые требования к заказчику по использованию стройматериалов (витраж, алюминиевая панель) и цветовой гамме. В паспорте, который выдается исполкомом, уже предусмотрен проект внешнего вида киоска. Первый подобный павильон будет построен на площади Куйбышева в сторону проспекта Победы, – исполком принял решение о сносе существующей там старой ужасной остановки в виде железобетонных грибков.

– Почему в столь неприглядном состоянии находятся парк им. Шевченко? 
– Мы приступим к его полноценному благоустройству, как только закончим реконструкцию Центрального парка культуры и отдыха. Сегодня на территории парка Шевченко уже реализуется несколько перспективных проектов. Строительная фирма ООО «АРК-Строй 2» начала возводить часовню во имя святых Вифлеемских младенцев, в планах – восстановить кафе, все необходимые разрешающие документы уже оформлены. Относительно обнесенного высоким забором недостроенного объекта, работы над которым заморожены несколько последних лет, то там, согласно документации заказчика, должен быть детский развлекательный центр. Строительство приостановлено, по всей видимости, из-за отсутствия финансирования.

СРЕДИ РАБОТ ГРАФФИТЧИКОВ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
– Вам нравится искусство граффитчиков на фасадах городских зданий?
– Есть в этом движении положительная сторона. Среди существующих городских граффити встречаются достаточно интересные по цвету, начертанию и задумке композиции. Рассматриваешь, и видно, что сделано профессионально. У нас есть торцы фасадов зданий, которые было бы неплохо заполнить такими граффити, ведь это мировая нормальная практика. Почему бы не сделать графические разработки и не привлечь для их реализации городских уличных художников. Но в каждом вопросе есть и обратная сторона: когда исписываются фасады зданий – это возмутительно.

– Не хотите перенять опыт Керчи по графическому дизайну фасадов жилых домов?
– Такой подход уместен для Симферополя, но здесь нужно учитывать городскую среду. Если в центре города нужно придерживаться мягких, строгих, выдержанных тонов в соответствии с историческим стилем зданий, то в других микрорайонах можно экспериментировать. У нас уже был разработан проект нанесения активного колора типового пятиэтажного здания на пересечении улицы Розы Люксембург и Павленко, но мы так и не смогли приступить к ремонту фасадной части из-за отсутствия финансирования. Правда, не всегда графический дизайн может быть уместен. Если брать, к примеру, Ялту, то там применяется в основном белый цвет, чтобы не создавать диссонанс между существующей природой, морем и архитектурой.
– Откуда появилось название «Лестницы любви» в Симферополе?
– Лестница на восточной окраине исторического центра Симферополя стала элементом городской культуры, местом свиданий и романтических встреч. Как по мне, ее можно привести в порядок и сделать одной из визитных карточек города. Как появилось название «лестница любви», до конца неясно. Возможно, оно пошло от неподалеку расположенного природного скального образования, которое на старых открытках называли «Скала любви». С лестницей связано много примет и легенд. Одна из них, что отношения между парнем и девушкой будут намного крепче, если поднимаясь, на каждой ступеньке целоваться или что юноша должен донести свою избранницу наверх на руках. Лестница насчитывает ни много ни мало целых 136 ступеней. Интересно, что в Риге есть целый остров любви, отраженный и в сувенирной продукции.
В КАЖДОМ ЗАМКЕ АНГЛИИ ЖИВУТ ПРИВИДЕНИЯ
– Можете подтвердить или опровергнуть ряд городских легенд:
1. Наличие подземного метро от здания крымского парламента к ж/д вокзалу, которое строилось еще в советские времена на случай незамедлительной эвакуации.
– Это просто легенда, которая, вероятнее всего, связана с правительственными зданиями. Ведь для эвакуации – это слишком маленькое расстояние, тем более, что железная дорога тоже уязвима. Тогда целесообразней было строить метро от парламента к аэропорту. А если кто думает, что за высоким забором в начале сквера им. Ленина охраняется выход из метро, то это не так. Там находится недостроенный подземный канализационный коллектор, вертикальная технологическая шахта входа.
2. В самом центре Симферополя, под площадью Ленина, находится подземный бункер на случай войны.
– Город периодически рассматривает возможность строительства на этой территории подземной автостоянки, совмещенной с подземным торговым центром. Если все-таки решимся на реализацию этого проекта, тогда и проверим, насколько легенда отвечает действительности.
3. В XIX веке существовала традиция при закладке здания банка в фундамент зарывать сундук золотых монет, который служил своего рода оберегом. Ходят слухи, что клад может быть зарыт под зданием Крымского управления Национального банка Украины на улице Горького и под Азово-Донским банком общества взаимного кредита, где ныне располагается Министерство финансов Крыма.
– Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я не встречал в строительных нормах требования перед строительством зарывать в фундамент сундук с золотом.
4. В основание памятника Екатерине II были заложены два сундука с золотом от славян и крымских татар?
– Я этого не слышал. Скорее всего, легенда связана с классом таких сооружений. Также как в доме дворянина обязательно где-то сокрыт клад, а в Англии в каждом замке живут приведения.
5. Что хотел сказать архитектор, нарушив последовательность знаков зодиака на циферблате башни с часами Симферопольского вокзала? На часах нет Девы, Весов и символа Украины – Тельца. Зато добавлены созвездия Змееносца, Гончих Псов и Лебедя, которые в обычный зодиакальный круг не входят.
– Я знаком с мистическими трактовками здания вокзала, что это не просто архитектурное сооружение, а определенная система воззрения и символов. Мне как архитектору тяжело комментировать, почему один знак убрали, а другой оставили. Скорее всего, это городские легенды. Я слышал, что расстановка голубей на фонтане в открытом дворике вокзала выстроена по начертанию свастики, а расположение колоннады над центральным нефом схоже с элементами храмов культа жриц женщин.

6. В столице Крыма, а вернее под ней, расположено более ста бомбоубежищ. Самое крупное – на улице Воровского, под скалой.
– Действительно, городская система бомбоубежищ существует, она досталась в наследство от советских времен. Помню, когда я начинал работать в проектном институте, мы на каждый микрорайон проектировали и строили бомбоубежища.
ЛУЧШИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЗДАНИЯ ГОРОДА
– Назовите десять самых красивых архитектурных зданий Симферополя.
– Если говорить о памятниках исторического наследия, то это Крымский филиал Национального банка Украины (бывшее здание первого общества Взаимного кредита), кинотеатр им. Шевченко (бывший синематограф «Баян» Ф. П. Шнейдера), Русский драматический театр им. Горького (бывшее здание Дворянского театра). Затем Петропавловская церковь (построена в 1870 году) и бывшее отделение Азово-Донского коммерческого банка (ныне Министерство финансов АРК). Отдельно стоит выделить архитектурные здания нового времени: Собор Александра Невского, часовня св. Георгия Победоносца в сквере Главного управления МВД Украины в Крыму, офисные здания Крымского отделения «КредоБанк» (пр. Кирова, 19а) и «Приватбанк» (ул. Героев Аджимушкая, 3). К этому рейтингу также относится здание библиотеки им. И. Франко (ул. Набережная, 29а) и стоматологической поликлиники (ул. Толстого, 3/Карла Либкнехта, 24).
– Каких архитектурных правил должны придерживаться симферопольские застройщики, чтобы город имел единый концептуальный облик? 
– Параметры, которые ограничивают высоту и площадь застройки, а также регламентируют стиль здания, заложены в историко-архитектурном опорном плане для исторической части города. Согласно новому закону, наше управление выдает только градостроительные условия и ограничения границы и высоты застройки, все остальное является ответственностью архитекторов, которые в своих проектах разрабатывают концепцию облика будущего здания, его декор, стиль цвет фасада и т. д. Мы не имеем права требовать от заказчика эти проекты на согласования. Правда, иногда бывает, когда заказчик в силу каких-то причин, может, из желания сэкономить, отказывается от элементов первоначального проекта. В итоге мы можем получить утилитарное здание, которое построено не архитектором, а заказчиком. Тогда уже архитектор должен обраться к нам или в суд, в порядке нарушения его авторских прав.
– Юрий Александрович, каким хотите видеть Симферополь?
– Симферополь должен стать городом, в который хочется вернуться, а не просто проехать транзитом на Южный берег Крыма. Симферополь должен стать настоящей столицей, с точки зрения архитектуры, науки, образования, транспорта, уровня жизни, духовного и интеллектуального развития. 
Виктор Лященко