Украинской полиции быть?

Когда в свое время пошли слухи о том, что милицию в России переименуют в полицию, мало кто воспринял это серьезно – новую информацию посчитали шуткой. Слишком привычной была для большинства людей мысль, что полиция – это в Европе и Америке. А у нас милиция с советских времен была, есть и будет. Тем не менее, с 1 марта 2011 года российская милиция официально переименована в полицию – и все уже привыкли к этому факту, воспринимают его как данность.

Украина всегда следует рядом со своей старшей сестрой, деликатно стараясь не обгонять, но и, по возможности, не сильно отставать. Поэтому разговоры о переименовании украинской милиции и приведении украинского законодательства в соответствие с международными нормами возникли вскоре после коренных реформ в структуре российских органов правопорядка. И если поначалу это были только разговоры и полуофициальные дискуссии, то вот вам и конкретный факт – 20 сентября 2012 года официально опубликована информация о том, что Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендует Верховной Раде принять за основу проект закона о полиции.
Законопроектом №10688, поданным народными депутатами Василием Грицаком и Валерием Коновалюком, предлагается определить правовую основу и принципы деятельности полиции, её организационную структуру, права и обязанности сотрудников полиции, порядок прохождения службы, гарантии правового и социального обеспечения, а также порядок финансирования и материально-технического обеспечения полиции.
Согласно данному проекту, полиция войдет в систему Министерства внутренних дел Украины и станет «системой вооружённых правоохранительных органов государства, предназначенных для обеспечения в пределах компетенции, определённой Конституцией и законами Украины, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства и территориальных громад от противоправных посяганий, борьбы с преступностью, а также охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности».
Для организации централизованного управления в составе аппарата Министерства внутренних дел, по проекту, будет создан Департамент полиции. Общая структура территориальных подразделений полиции, предлагаемая в законопроекте, в основном идентична существующей – это главные управления и управления полиции в Крыму, областях, городах Киеве и Севастополе и на транспорте, городские, районные, районные в городах, межрайонные управления (отделы), линейные управления, отделы, отделения, пункты полиции. В общую структуру полиции войдут учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и учреждения обеспечения деятельности полиции.
Авторы законопроекта обосновывают необходимость замены названия «милиция» на «полицию» тем, что, согласно этимологическим источникам, слово милиция обозначает «нерегулярные вооружённые формирования, которые используются в том числе и для поддержания общественного порядка, которые формируются из добровольцев и не входят в состав официальной системы государственных правоохранительных органов во время революционных преобразований в государстве». В этом значении слово милиция используется в большинстве государств мира. В принципе, милиция и была создана как исполнительный орган по охране революционного общественного порядка в 1917 году после революционных событий, происшедших в бывшей Российской империи. Впоследствии термин «милиция» был воспринят советским правительством и распространялся на территории стран, попавших в зону влияния СССР.
В то же время, слово «полиция» в общепринятом значении означает «систему государственных служб и органов, выполняющих на профессиональной основе функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью». Поэтому слово «полиция» больше  соответствует статусу и заданиям того органа, который сегодня в Украине называется «милиция».
Законопроект также предусматривает оптимизацию структуры полиции с учётом функциональных особенностей, демилитаризацию отдельных её структур, приведение её в соответствие с общественными требованиями и международными стандартами.
Российский опыт показывает, что замена милиции на полицию дала заметный положительный эффект, но там это сопровождается пусть и частичными, но, тем не менее, достаточно кардинальными изменениями: работникам полиции повышена в несколько раз заработная плата и материальное обеспечение, что в свою очередь позволило усилить требования к лицам, желающим работать в полиции. Милиционеры, желающие работать дальше, прошли сложную аттестацию, в итоге которой кадровый состав претерпел серьёзные положительные изменения.  Имея высокие возможности бюджетного финансирования, Россия провела и проводит важные структурные перестройки в своих правоохранительных органах, регулярно вкладывает крупные средства в совершенствование материально-технической базы полиции: новые автомобили, оружие, оборудование.
Украина сегодня, в отличие от России, находится в достаточно тяжёлой экономической ситуации. Готовы ли мы сегодня провести реформу милиции хотя бы по российскому сценарию – вопрос непростой. О грузинском варианте, где полицию попросту распустили и снова создали с нуля, получив высокоэффективную рабочую структуру, говорить не приходится. С другой стороны, реформы в системе милиции Украины назрели давно. В современном виде работать дальше она не может. С каждым годом всё заметнее деградация украинской милиции, откуда уходят профессионалы – а на их место приходят случайные люди, неспособные найти себя в другом месте. И заметно это на всех уровнях – от рядовых ППС до оперативных работников, следователей и дознавателей.
Что ж, будем надеяться, что затеваемая реформа окажется не просто очередным документом со статусом закона, а создаст реальные предпосылки для коренных преобразований в системе украинского правопорядка. И тогда милиционеры будут работать более эффективно, а мы, простые обыватели – просто чувствовать себя безопасно и защищенно.

Алексей Семенов