«Кто не порицает клеветников, тот поощряет их». Это высказывание знаменитого древнеримского историка Светония можно поставить в качестве эпиграфа к событиям прошлой политической недели. Да и не только прошлой. Смысл этого высказывания сопровождает всю нынешнюю предвыборную кампанию.
Клевета настолько прочно вошла в нашу обыденность, что мы просто утратили иммунитет к ее восприятию. Более того, она превратилась, чуть ли не в главный инструмент борьбы за власть и выбора методов построения украинского государства. А раз так, то клевета стала реально угрожать благополучию самого отечественного политикума, привыкшего безответственно паразитировать на схемах, выстроенных на смеси изощрённой лжи и клеветы.
Впрочем, не будем это приписывать только украинскому политикуму. Еще пролетарский писатель Максим Горький заметил: «Клевета и ложь – узаконенный метод политики мещан». Так что не будем удивляться попыткам нынешних народных депутатов «узаконить» мещанские методы политической эксплуатации клеветы. Раз есть клевета, то должен быть и закон, ограничивающий сферу её применения. Весь вопрос в том, кто кого ограничивает и с какой целью. Недаром существует изречение: фраза по приказу становится клеветой, а клевета по приказу становится правдой.
Поэтому проголосованный в Верховной Раде Украины закон о введении уголовной ответственности за преднамеренное использование клеветы в неблаговидных целях вызвал буквально бурю протеста в оппозиционной и журналистской среде. Тут же прозвучали безаппеляционные обвинения в адрес партии власти за якобы её стремление к свёртыванию в стране демократии и ужесточению преследований «демократически свободных» журналистов. Других каких-то мотивов здесь никто видеть принципиально не хочет.
В который раз возникла до боли знакомая картина: оппозиция поднимает очередную волну истерии в защиту «демократии», а власть ищет дополнительные аргументы для оправдания «нерадивых» народных депутатов, поддержавших такую несвоевременную «инициативу». Невольно возникает ощущение заранее спланированной предвыборной импровизации, где каждая из сторон намерена извлечь максимум электоральной выгоды. Разумеется, делается всё от имени народа, который на период избирательной кампании теряет признаки «народности» и превращается в бездумную электоральную массу.
Иначе чем можно, скажем, объяснить заявление Анны Герман в пятничном ток-шоу Савика Шустера о том, что принятый Верховной Радой закон о борьбе с клеветой Президент Украины никогда не подпишет. Получается, что украинское государство в его нынешнем виде не в состоянии ограничить преднамеренное использование клеветы в качестве дискредитации того же государства и его властных носителей? Причем носителей всех политических цветов, включая так называемую системную оппозицию. Именно оппозицию многие политические деятели Запада рассматривают в качестве единственного носителя подлинной демократии в Украине. Что и нашло подтверждение в их заявлениях на девятой встрече Ялтинской стратегии.
Второй год кряду такие ялтинские встречи превращаются в удобную для западных политиков и украинских оппозиционеров коммуникационную площадку по психологическому давлению на правящий режим Виктора Януковича. Похоже, что политика «двойных» стандартов стала для США и Евросоюза доминирующим фактором их стратегического отношения к Украине. С одной стороны в ближайшие как минимум 10-15 лет не может быть и речи о приёме Украины в Евросоюз, а с другой уж очень не хочется отпускать Украину на орбиту влияния России. Поэтому лучше всего сохранять Украину в аморфном состоянии постоянного выбора между демократическим Западом и тоталитарным Востоком. И деление украинского общества по устоявшемуся принципу власть-оппозиция идеально вписывается в игру западноевропейских политиков вокруг темы евроинтеграции. Благо в Украине есть силы, постоянно готовые подыгрывать в этом Евросоюзу и США.
Так, на прошлой неделе окрыленная принятием резолюции Сената США с требованием освободить Тимошенко и допустить её к парламентским выборам, Юлия Владимировна выступила с обращением к парламентам и лидерам демократических стран, международных организаций, работающих для укрепления свободы, и ко всем украинцам мира. Не больше и не меньше. Пожалуй, со времен истории Анжелы Дэвис, которая разыгрывалась в пик «холодной войны» между СССР и США, не было такой крупной геополитической игры с использованием женского образа «невинной жертвы» «тоталитарного режима». И Юлия Тимошенко с каким-то мазохистским наслаждением разыгрывает этот образ в надежде на политическое бессмертие. Без всяких обиняков она утверждает в своём обращении: «Моя страна сейчас балансирует на лезвии бритвы – или она вернется к ценностям объединённой Европы, или забетонирует региональный авторитаризм постсоветского пространства».
Давно замечена склонность Юлии Владимировны к политическому эпатажу и её жажда планетарной славы. Как правило, это несовместимо с обычными житейскими проблемами, которыми живет подавляющее большинство населения страны. Поэтому обращение Тимошенко как-то мало волнует простых украинцев. Ведь как мал земной шар, понимаешь только тогда, когда попадаешь молотком по пальцу. А «боль и качановские страдания» самой знаменитой узницы Европы не подпадают под такое понимание реальности простыми гражданами Украины.
Не подпадает под влияние этих игр западных политиков и украинской оппозиции и Президент Украины. Более того, выступая в Ялте, Виктор Янукович намеренно сместил некоторые нынешние внешнеполитические акценты украинского государства. По сравнению с выступлением на восьмой встрече Ялтинской стратегии годичной давности Президент на первый план национальных приоритетов поставил изучение опыта работы Таможенного союза и перспектив формирования Евразийского союза. Он также отметил заинтересованность Украины в участии в качестве наблюдателя в Шанхайской региональной группе. И только после этого Президент отметил прежнюю приверженность Украины к дальнейшей евроинтеграции. А премьер Николай Азаров со свойственным для него простодушием и прямолинейностью пошел еще дальше. На вопрос одного из европейских высокопоставленных чиновников: «А как же европейская политика?», не моргнув глазом, ответил вопросом: «А что такое европейская политика?». Еще год назад такое было непозволительно.
Хотя на сегодня это всего лишь не больше чем намёки Западу на возможность реального сближения Украины с Россией. И это хорошо поняли как на Западе, так и на Востоке. Запад тут же решил ужесточить позицию в отношении Тимошенко, приняв жесткую резолюцию американского Сената. Между тем в Евросоюзе откровенно угрожают непризнанием результатов парламентских выборов. Вот и весь набор «демократических» ценностей, которые готов демонстрировать сегодня Запад в отношении поддержки «демократии» в Украине.
Похоже, что украинская сторона по-прежнему не торопится заискивать перед США и ЕС. Министерство иностранных дел Украины назвало резолюцию американского Сената «сомнительной» с точки зрения поддержки высоких стандартов демократии и выразило сожаление по этому поводу. Не будем забывать о сложных перипетиях президентских выборов в США, где позиции Обамы непрочны и такая резолюция по Украине в известной мере может помочь в мобилизации дополнительных голосов в его пользу. Вот и вся демократия по-американски. Поэтому и реакция украинской стороны выглядит очень сдержанной.
Ну, а что же Восток? Руководство Российской Федерации по-прежнему придерживается в отношении Украины принципа, сформулированного когда-то незабвенным Виктором Черномырдиным: «Курс у нас один – правильный». Согласно этому принципа Владимир Путин не намерен отказываться от курса принуждения Украины ко вступлению в Таможенный союз и участию в дальнейшем формировании Евразийского союза. При этом, похоже, что российский лидер не сомневается в конечном успехе такого курса и терпеливо ждет, когда плод созреет окончательно и упадет в нужную корзину. Это подтвердил на Ялтинской встрече Вице-премьер Правительства России Аркадий Дворкович, а также другие члены российской группы политиков и экспертов.
Не сомневается в этом и вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов, также участвовавший в Ялтинской встрече. По его глубокому убеждению, Украина не должна выбирать между Евросоюзом и Таможенным союзом по той простой причине, что для ЕС вступление Украины не является на сегодня приоритетом, тогда как для Таможенного союза – является. Это веление времени, а не политический каприз отдельных политиков, играющих на противоречиях между Западом и Востоком.
И, наконец, самым парадоксальным в этой проблеме выглядит позиция известного американского «ястреба» времен «холодной войны» Збигнева Бжезинского. Его личный вклад в победу США над СССР в «холодной войне» не вызывает ни у кого сомнения. Хотя бы созданием провокационной ситуации в Афганистане с целью вовлечения Кремля в афганскую авантюру, закончившуюся для Советского Союза плачевно.
В свои 84 года Бжезинский не утратил мощного интеллекта и холодного расчета, которые всегда обеспечивали ему высокую вероятность реализации его международных прогнозов. Вместе с тем оказалось, что он способен признавать свои ошибочные прогнозы и вносить в них серьёзные коррективы. О чем свидетельствует недавно вышедшая в свет книга Збигнева Бжезинского «Стратегическое прозрение».
В этой книге автор признаёт ошибочными его оценки развития международной ситуации после «победы» США над СССР в «холодной войне». Главная из них заключается в том, что Соединённым Штатам Америки не удалось закрепить гегемонию в мире и диктовать свою военно-политическую волю как минимум до 2027-го года. Как предсказывал Бжезинский в своей нашумевшей книге «Великая шахматная доска», которую свет увидел в 1997-м году. Тогда мир виделся ему только в однополярном измерении.
Сегодня Бжезинский признает, что однополярный мир не состоялся и пятисотлетняя история мирового гегемонизма заканчивается. Заканчивается утратой США статуса мирового гегемона, который может оказаться последним в мировой истории. Привычный миропорядок стремительно разрушается, угрожая человечеству бесконечной чередой этнических и межрегиональных конфликтов. Мировую повестку дня сегодня формируют средние и малые страны. При этом, располагая военным бюджетом равным суммарным военным бюджетам 26-ти крупных государств, США после распада СССР не выиграли ни одной региональной войны. Более того, авантюры в Ираке, Ливии, Египте и прочих странах Северной Африки и Ближнего Востока оборачиваются мощной радикализацией ислама и угрозой глобальной изоляции США. К этому можно добавить Афганистан, где американцы также увязли безнадежно. Налицо нарастающий мировой хаос, которым управлять фактически невозможно. То есть теория «управляемого хаоса» по воле США провалилась, не успев закрепиться. В то же время, стремительно нарастающее влияние Китая имеет иную экономическую и военно-политическую природу, нежели США и руководство Китая не торопится примерять на себя роль мирового гегемона.
Поэтому Збигнев Бжезинский делает совершенно непохожие на его прежний стиль выводы относительно выхода из складывающейся международной ситуации. Если Западу не удастся заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, то это может обернуться для него глобальной изоляцией. Тем более, в условиях стратегического сближения России и Китая. Только такой союз, по убеждению Бжезинского сможет обеспечить выживание Запада в многополярном мире. Разумеется, при условии, если Запад сможет интегрировать в себя Россию. Тезис, который является наиболее дискуссионным среди западных политиков и экспертов.
Можно, конечно, по-разному оценивать «Стратегическое прозрение» Збигнева Бжезинского. Вплоть до объявления того выжившим из ума. Только вот смысл его выводов проигнорировать не удастся. Не удастся прежде всего потому, что они отражают международную реальность. И от того насколько лидеры государств окажутся способными усвоить эти выводы, в решающей степени будет зависеть процесс формирования нового миропорядка. Или не будет…
Похоже, что Путин как раз усвоил эти выводы и терпеливо работает над их практическим наполнением. Хотя внешне это порой выглядит как топтание на месте. На самом же деле это та историческая пауза, которая необходима для переосмысления и встраивания себя в новые мировые реалии. Такая пауза нужна не только Путину.
Как ни парадоксально, но подобная пауза выгодна и для отношений Украины с Евросоюзом. И внимательный читатель должен помнить, что летом текущего года Виктор Янукович подчеркивал это на встрече с лидерами Евросоюза. Эта пауза, как известно, наступила вслед за паузой в украинско-российских отношениях. Поскольку Украина не является субъектом мировой политики, а лишь её объектом, такие паузы позволяют прояснить истинные интересы Запада и России в отношении места и роли Украины не столько в современном, сколько завтрашнем мире. Очевидно, только так можно будет выстроить в конечном итоге собственную линию поведения на международной арене, исходя из национальных интересов украинского государства.
Государства, которое на сегодня так и не нашло общенациональной идеи и продолжает существовать в условиях внутреннего политического раскола и разного понимания предназначения Украины в современно мире. И никаким скоропалительным вступлением в Евросоюз или Таможенный союз невозможно преодолеть внутренний раскол. Наоборот его можно лишь довести до состояния окончательного распада украинской государственности. Поэтому и Закон о борьбе с клеветой принимать нельзя. Для этого тоже нужна пауза.
Нам бы давно надо понять: вступить в Евросоюз нельзя. Можно лишь построить Европу внутри себя. А это нисколько не мешает сближению с Россией. Россией, которой тоже нужно выстроить внутри себя Европу. Получается, что Бжезинский прав? Ответ на этот вопрос мы получим лишь спустя годы. Будем жить и надеяться, что ответ будет адекватным отражением наших национальных интересов.
На этом фоне текущая избирательная кампания в Украине и Крыму поражает убогостью духа и мысли большинства её участников. Уровень аргументационной базы партий и кандидатов в депутаты на мажоритарных округах зачастую ничего кроме чувства стыда не вызывает. Исключение здесь, пожалуй, составляют кандидаты от Партии регионов. Которым есть не только что сказать, но и хоть что-то показать. Что и вызывает зубовный скрежет её оппонентов, выплёскивающих потоки лжи и клеветы на всех, кто является их реальным конкурентом. Главное, чтобы в этих потоках не утонул тот, кому предстоит голосовать 28 октября.
А совет начинающему политику будет сегодня таким: прощайте ваших врагов, но не забывайте их имена.
Александр Форманчук