ЭДУАРД ДОЛЯ: Об Агееве, крымских журналистах и личной жизни

Советник Симферопольского мэра Эдуард Доля в эксклюзивном интервью Крымскому информационному агентству рассказал о своем творческом пути, причинах кадровых перестановок в мэрии, «шкурных» интересах некоторых политиков, «язвах» крымской журналистики и разочарованиях в жизни.

ЖИЗНЬ ЗА ЧЕРТОЮ КУЛИС

Эдуард Доля родился в семье врача и журналиста в первом поколении. Отец видел будущее сына в медицине, но тот твердо решил пойти по стопам матери и посвятить свою жизнь любимой женщине – журналистике.
До сих пор у него живы воспоминания из детства, в которых мама – заслуженный журналист УССР под номером 6 – до поздней ночи засиживалась на кухне за печатной машинкой, чтобы за завтраком своим любимым мужчинам прочесть очередное творение.
Несмотря на отговоры родителей, Эдуард Доля поступил во Львовское высшее военно-политическое училище на факультет журналистики. Его первая должность – корреспондент-организатор в многотиражной газете в Прибалтийском военном округе.

Достигнув звания майора, он уволился из рядов Вооруженных Сил сразу после путча и вначале 90-х возвратился домой, в Ялту. Друзья предложили заняться издательским бизнесом. Они даже вели переговоры с Василием Аксеновым о покупке авторских прав на издание книги «Остров Крым». Однако в скором времени планы изменились – Эдуард Доля начал сотрудничать с газетой

«Комсомольская правда»

Уже после второй заметки в «Комсомолке» журналиста вызвали на стажировку в Москву и утвердили собственным корреспондентом в Крыму. До этого ни у одной московской газеты не было собкоров на полуострове. Со временем новый собкор предложил московскому руководству создать совместное региональное рекламно-информационное агентство – «Комсомольская правда-Крым», где он стал генеральным директором. А через несколько лет у газеты сменился собственник и Эдуард Доля стал вице-президентом Украинского медиа-холдинга в Крыму. Проработав в этой должности менее года, все же решил уйти.

Затем ему поступило предложение возглавить радио «Лидер». Эдуард Доля вспоминает, что на радио подобралась сильная и творческая команда. По сей день считает Елену Ильницкую и Сашу Буссова лучшими радиоведущими крымского эфира. Среди наиболее запомнившихся проектов – «Мужской клуб в прямом эфире» Юрия Шамкова, в котором ставили подборку стильной музыки и обсуждали различные житейские темы. В прямой эфир со звонками тогда выпускали исключительно мужчин, и только последний звонок принимали от женщины. Она и задавала тему следующей передачи: о женах, тещах и любовницах, об отношении к спиртному и другие.
Эдуард Доля предложил пойти дальше и запустить проект «Мужской клуб в кривом эфире». Предполагалось, что передача будет выходить в субботний вечер. Вести ее должны двое мужчин, которые будут выпивать в прямом эфире, закусывать и обсуждать различные темы с тем, кому нужен третий. Но проект так и не стартовал. Со временем работать на радио стало скучно, признается Доля. И убежден сегодня, что современное FM-вещание ближе к шоу-бизнесу, чем к журналистике.
Следующим этапом жизни стала работа на телеканале ИТВ, куда его пригласил один из учредителей в качестве кризис-менеджера – помочь поставить телекомпанию на ноги. По его указанию был сжат временной формат программ, под них стало легче найти спонсора, появилось больше эксклюзивного продукта.
МНЕ НЕ СКУЧНО РАБОТАТЬ С АГЕЕВЫМ
– Как познакомились с Виктором Агеев, и как давно длится ваша дружба?
– Я бы не назвал наши отношения дружескими - это отношения начальника и подчиненного. Меня пригласили поработать в предвыборной команде Виктора Агеева. Я согласился. Мне тогда было важно, что у него нет негативного «шлейфа», как у некоторых крымских политиков. После победы на выборах мэр предложил мне стать его советником по вопросам взаимодействия со СМИ и выполнять функции пресс-секретаря. К тому же на мне кураторство газеты «Южная столица». Мне не скучно работать с Агеевым, ведь он решает проблемы, накопившиеся в городе за последние десятилетия.

– Почему Агеева называют несамостоятельным мэром?
– В основном это исходит от группки политиков, которые бегают по малочисленным встречам с избирателями и пиарятся на том, что сделано мэром без малейшего их участия. Без Агеева их политическая карьера давно бы закатилась. Если бы не было Агеева, они бы его придумали. Помните, как на прошлых выборах городского головы один из крымских депутатов бегал по всему городу в красных трусах и кричал, что Бабенко – никто, он не принимает самостоятельных решений, а я, мол, буду принимать. Сегодня он то же самое рассказывает об Агееве…

ЗА ПРОТЕСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К МЭРУ СТОЯТ «ШКУРНЫЕ» ИНТЕРЕСЫ
– Кто ставит палки в колеса команды Агеева?
– За протестным отношением к городскому голове никаких политических задач нет, там сугубо меркантильные, «шкурные», я бы сказал, интересы тех, кого оттянули от «корыта», кому начали зашивать карман. Конечно, это им не понравится. Человек привык жить широко, привык считать себя в городе хозяином. А потом ему говорят: поделись с громадой – заплати налоги. Вот тут и начинаются митинги, акции протеста, которые подаются подконтрольными СМИ как забота о горожанах. На самом деле – это чистой воды спекуляции. Покойного Джарты боялись, критиковать Могилева тоже опасаются. Поэтому остается Агеев – как одна из наиболее заметных фигур на полуострове: самый большой город с самым же большим набором проблем. Пока его команда решает общегородские проблемы, пиар на нем строят другие.

– Почему в горсовете так часто происходят кадровые перестановки?
– Не все выдерживают ритм работы. Человек может быть неплохим специалистом, с опытом и отличным послужным списком, но проработать в системе городского хозяйства долгие годы удается далеко не каждому. Я бы никогда в жизни не смог работать, например, начальником управления жилищно-коммунального хозяйства. Ведь город – это очень сложный механизм. Я бы никогда не согласился быть городским головой. Со стороны кажется: сидишь в кабинете, раздаешь команды и все вокруг крутится, как велено. Но в городе накопилось много проблем, которые нужно решать системно, а не в ручном режиме. В городе есть проблемы, зародившиеся десятилетия назад. Мы не должны растить детей в руинах. Они должны видеть, что в столице идут преобразования – только тогда ее будут любить и уважать.

МНОГИЕ ЖУРНАЛИСТЫ КРЫМА СЧИТАЮТ СЕБЯ ХЕМИНГУЭЯМИ И ФЕЛЛИНИ

– Как вы оцениваете качество крымской журналистики?
– Меня безумно раздражает, что современная журналистика, в том числе и крымская, становится безымянной. Открыв ленту новостей информагентства, например, я хочу знать, кто написал ту или иную публикацию, тем более, если она с грубыми фактологическими и грамматическими ошибками. А ведь это у нас сплошь и рядом (особенно в интернет-журналистике). И если в материале написана откровенная ложь, то я хочу знать, кто солгал. Безымянная журналистика порождает безответственность. Еще журналисты все чаще, к прискорбию, грешат откровенным хамством, доходящим до оскорблений – а ведь этого нельзя позволять себе по определению. Во всяком случае, лично меня преподаватели и старшие коллеги учили именно этому.

– В чем залог развития журналистики?
– Есть простое правило, которое крымская журналистика упорно игнорирует: делайте из своих журналистов звезд и тогда они сделают звездными ваши издания. Я всю жизнь газетные публикации читаю с подписи, так как нет времени читать всякий мусор. Но у нас, к сожалению, редакторы делают из журналистов не звезд, а ноги, несущие им диктофонную запись с последующей плохой расшифровкой, ничего не имеющей общего с новостью. Они не понимают, что в конечном итоге это отражается на имидже издания. Крымская журналистика, по моему глубокому убеждению, в большинстве своем непрофессиональна: бедный язык, часто у наших с вами коллег отсутствуют элементарные знания грамматики и синтаксиса. Люди берутся проводить журналистские расследования, не понимая темы предмета, а в итоге получается каша. Вроде, и цифры правильные, а логики – никакой. Выводов, кроме того, что все негодяи – нет. В нашей журналистике не осталось градации по жанрам. Исчезли зарисовка, очерк, фельетон. Самые сложные и интересные жанры некому стало хранить.

– Крымская телевизионная журналистика отвечает стандартам?
– В газетной и электронной журналистике многие наши коллеги считают себя Хемингуэями, к сожалению, ­неоправданно. А на телевидении почти все, как минимум, Феллини. Ошибка многих крымских телекомпаний – в стремлении подражать центральным каналам и лепить телевизионный продукт как на общенациональном телеканале. Но сделать это качественно они не могут ни по деньгам, ни по кадрам. В результате они топчутся на месте, пусть и достают деньги из кармана учредителя на покрытие расходов. На самом деле все просто: делать на региональном телевидении нужно то, чего зритель не видит в эфире общенациональных телекомпаний. Я стараюсь смотреть на крымских каналах все, в том числе новости, но принципиально не признаю ток-шоу. Мелкотемье, низкий уровень ведущих, замещение отсутствия остроты базарной риторикой и силой голоса. Смотреть, как обсуждают спасение бабочек в отдельно взятом селе мне неинтересно.

ЕСТЬ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ НЕ РАССКАЖЕШЬ НИ МАТЕРИ, НИ ЖЕНЕ

– Эдуард Александрович, какие качества цените в людях?
– Порядочность и профессионализм во всем, не важно, делает человек набойки на каблуки, печет пирожки или пишет заметки. Очень люблю добрых людей, потому что добрый человек не позволит себе сделать плохое.

– Когда в жизни тяжело, что спасает?
– Бывают трудные моменты, о которых не расскажешь ни матери, ни жене. Мужики так устроены. Поэтому на помощь приходят друзья. Иногда спасает одиночество, когда не хочется видеть даже друзей, дабы они не увидели твою слабость. В такое время хочется забиться в нору. Помогают книги. Люблю нескольких авторов, которых готов перечитывать по много раз. Нравится творчество Валентина Пикуля. Был лично знаком с ним и его женой. Будучи в Риге, частенько выпивали по чашке чая. Он был замечательным человеком, вечным юнгой Северного флота. Помню, Валентин Саввич годами ходил в одном и том же сером костюме, розовой рубашке со слегка потертым воротником, которая всегда была расстегнута на три пуговицы – чтобы выглядывала тельняшка. Я любил его как человека, как писателя. И очень люблю созданных им авантюрных героев.

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ – МОЙ СЫН

– В жизни приходилось встречаться с известными людьми?
– Я знаком со многими знаменитостями. Мы дружим семьями с известным шоуменом и КВНщиком Сергеем Сивохой. Много лет в хороших отношениях с Алексеем Глызиным. Своей профессиональной удачей считаю эксклюзивное интервью с Джеки Чаном. Был в теплых отношениях с уже покойным выдающимся актером-комиком Михаилом Ивановичем Пуговкиным – мы жили в соседних домах в Ялте. Когда я встречаюсь с Юрой Лозой, то можем говорить ночи напролет: он великолепный собеседник, глубочайшей эрудиции человек с неординарным мышлением. С ним интересно поговорить на темы мироздания, на библейские вещи он смотрит как географ. Дружба – это достаточно интимная вещь. У меня не много друзей, но это нормально. В жизни много друзей быть не может по определению, разве что только в Facebook и Контакте. Но виртуальная дружба, как правило, не требует от тебя затрат души и времени, в отличие от дружбы в реальной жизни.

– Что стало для Вас главным достижением и разочарованием?
– Достижение – мой сын. Мне очень нравится, что он вырос мужчиной, нравится слышать о нем хорошие отзывы, когда люди подходят и говорят что он толковый человек и грамотный специалист. Разочарования… Человек так устроен, что он как можно быстрее старается избавить от них память и стереть их навсегда, как ненужный файл.. Были, конечно, и разочарования, но стоит ли о них, если мы и так много говорили о грустном?..

Виктор Лященко