Троллейбус на Ялтинской трассе превратился в один из символов Крыма еще в советское время, когда в пик сезона «рогатые» совершали вояж на Южный берег по 500 раз в день. Основной подвижной состав сформировался как раз в то время – в 70-е годы прошлого века. И когда крымские троллейбусы вошли в Книгу рекордов Украины как самые старые в стране, пришло время что-то менять. Крымское правительство приняло решение обновить автопарк «Крымтроллейбуса», и в 2010 году на полуостров поступили первые троллейбусы нового образца, выпущенные на луцком заводе «Богдан».
Теперь в распоряжении крымчан и гостей полуострова 103 комфортабельных троллейбуса. В Крыму новые троллейбусы в основном используются на внутригородских перевозках (на 94,9%), причем увидеть их можно в трех городах – Симферополе, Алуште и Ялте. Больше всего троллейбусов в Симферополе – 50 моделей «Богдан» Т701.10. Для узких улочек Ялты используются 19 укороченных моделей «Богдан» Т601.11. На трассах Симферополь – Алушта и Алушта – Ялта колесят троллейбусы «Богдан» Т701.15, а в пригород Симферополя ездит 15-метровый «Богдан» Т801.10, вмещающий в 1,5 раза больше пассажиров, чем стандартные Т701.10 и Т701.15.
Новые троллейбусы отличаются плавным ходом, удобным салоном с мягкими сиденьями и панорамными окнами, через которые благодаря неспешной езде можно рассмотреть архитектурные памятники Симферополя или застывших исполинов в Долине приведений. Немаловажное свойство троллейбусов нового поколения – низкая посадка. В них нет высоких и неудобных ступенек, что очень важно для людей с ограниченными физическими возможностями, ведь 74% пассажиров троллейбусов – льготные категории граждан. Кроме того, благодаря просторному салону в таких троллейбусах легко разместить детскую коляску или велосипед. Удобство их использования пришлось по вкусу туристам, которые ходят в многодневные походы с большими рюкзаками, ведь по маршруту следования горных троллейбусов начинаются многие живописные туристические тропы. «Богданы» оснащены кондиционерами и телевизорами, которые благодаря презентационным роликам о Крыме и художественным фильмам сделают дорогу нескучной.
Новые троллейбусы используются не только по прямому назначению – в Симферополе курсируют специальные экскурсионные машины. Каждый четверг от здания Главпочтампта на улице Розы Люксембург начинается обзорная часовая экскурсия по городу, благодаря которой можно поближе познакомиться с южной столицей. А от железнодорожного вокзала ходит экскурсионный троллейбус, позволяющий с пользой провести время отдыхающим, которые ожидают поезд или автобус.
И хотя по Крыму продолжают ходить старенькие чешские «Шкоды», со временем они наверняка уступят место более комфортным собратьям, оставив о себе воспоминания разве что на советских открытках и в ностальгическом клипе группы «Ундервуд».
Троллейбус «Богдан» Т701.10 на железнодорожном вокзале Симферополя.
На переднем плане – троллейбус старого образца, на заднем – удлиненный «Богдан» Т801.10.
«Богдан» Т701.10 в центре Симферополя.
«Богдан» Т701.10 во время первомайской демонстрации.
«Богдан» Т701.10 во время экскурсии по Симферополю.
Марина Резникова
Фото автора