Украина – в преддверии избирательной кампании в парламент страны. Повсеместно идут переговоры и партконференции по выдвижению в нардепы. Политические силы делают ставку на достойных, известных, состоятельных. А избирателям в этой политической суете остается лишь взвешенно подойти к выбору, ведь именно от него зависит дальнейший ход событий. Об особенностях избирательной кампании, черных PR-технологиях и слухах корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал политолог Денис Батурин.
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Первое: выборы будут проводиться по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. В мажоритарных округах стоит ожидать острой политической конкуренции, прежде всего в ряде округов западной и центральной Украины. Мажоритарных выборов у нас давно не было, поэтому политикам придется вспомнить (а тем, кто идет на такие выборы впервые – научиться) навыкам работы «на земле». Эти выборы интересны тем, что они конкретны как для избирателей, так и для кандидатов – четко определенная территория и локализованные проблемы. Мажоритарка всегда сопровождается интригой, ключевой вопрос которой – кто эти люди? В Крыму ответ на этот вопрос дал премьер Анатолий Могилев: подавляющее большинство мажоритарщиков от Партии регионов – крымчане. Процесс выдвижения начался, и заявление премьера подтверждается, тем самым опровергая обвинения, что Крым в парламенте страны будут представлять «варяги».
Второе: оппозиция, выстраивая свою избирательную стратегию и тактику, будет пытаться воздействовать на власть путем давления через международное сообщество, обыгрывая темы аресты Юлии Тимошенко и консолидации оппозиционных сил.
Третье: черные PR-технологии будут сконцентрированы в виртуальном и информационном пространстве. Уже сейчас активно используются нетрадиционные СМИ (социальные сети), которые менее затратны и более адресны. В качестве контента оппозиция формирует потоки негатива не только в отношении Партии регионов, но и власти. Создается информационный фон, что бы власть ни делала, все плохо: Евро-2012 не такое, закон о языковой политике несет угрозу украинскому языку и существованию нашего государства, и т. д., и т. п.
РАСКЛАД ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В КРЫМУ
Партия регионов. Крым для «регионалов» является базовым регионом. Поэтому ставки и спрос будут велики. От крымских представителей ПР ждут победы по всем фронтам: убедительный результат по спискам и триумф в мажоритарных округах. Здесь я не исключаю победы всех «регионалов»-мажоритарщиков. Избирательный штаб в Крыму уже традиционно возглавит первый вице-премьер Павел Бурлаков. Стоит отметить заметную активность «регионалов» в Крыму. Так, партийный проект «Крымчанин! Гордись своим прошлым», вызвал серьезную общественную дискуссию, и, что раньше часто отсутствовало в кампаниях крупных партий, – имеет региональную специфику.
Оппозиция в Крыму деморализована и нескоординирована. Функционеры крымской парторганизации партии «Батьківщина» Андрей Сенченко и Людмила Денисова теряют медийные активы. Так, ТРК «Черноморская» утратила былую степень влияния на общественное мнение. Качество информационного продукта значительно снизилось, работа канала спущена на тормозах. При этом сам Андрей Сенченко снизил активность в Крыму и сосредоточился на публичной активности на общенациональном уровне – мы часто можем его видеть в эфире центральных телеканалов. Шансов быть избранными в мажоритарных округах, у лидеров оппозиционных партий нет. Таковы общественные настроения. Не исключено, что работа оппозиции в Крыму будет направлена не столько на победу, сколько на расшатывание позиций партии власти. Определенная роль здесь, вероятно, будет отведена бывшему главному милиционеру автономии Геннадию Москалю, который прославился скандальными заявлениями в отношении крымских политиков и которого прочат в начальники крымского штаба объединенной оппозиции. Но степень его влияния на умы и сердца крымчан не стоит переоценивать. Он будет отыгрывать роль не фактора в ходе избирательной кампании, а некоего раздражающего элемента.
Меджлис на предстоящих выборах сделает ставку на оппозиционные силы, чтобы сохранить свое реноме и главное – дистанцию с властью. Взамен за поддержку они попытаются выторговать одно-два места в проходной части списка. Как ни парадоксально, тут меджлису выгоднее было бы сотрудничать с «регионалами», которые уже неоднократно демонстрировали готовность решать социальные проблемы крымских татар.
Крым завешан бигбордами Партии ветеранов Афганистана. В автономии ее представляет известный политик Сергей Куницын. Такая активность малоизвестной партии может означать намерение Куницына выдвигаться в нардепы. Здесь и появляется ситуация политической интриги в мажоритарных выборах. Возможны два варианта развития кампании: первый – Куницын будет конкурировать с представителем Партии регионов, второй – Куницын будет поддержан Партией регионов. Второй вариант маловероятен, в случае реализации первого Куницын, скорее всего, потерпит поражение.
Крымские коммунисты на выборах будут конкурировать с клоном – Коммунистической партией рабочих и селян. На электоральном поле они столкнутся с социалистами, прогрессивными социалистами. Для КПУ в целом и в Крыму в частности существуют ряд проблем: первая – старение и естественная убыль электората, и поэтому мы видим бигборды КПУ, ориентированные на молодежь; второе – потеря идеологического влияния по причине отсутствия реальных результатов партийной деятельности; третье – применительно к Крыму – потеря яркого лидера, каким был Леонид Грач. Он старался в автономии превратить КПУ из идеологической партии в партию лидера.
«Русское единство». Партия имеет в своих рядах известных в Крыму политиков, однако после яркой заявки о себе на выборах 2010 года ее активность идет по нисходящей. В настоящее время по такому актуальному для партии информационному поводу, как закон «Об основах государственной языковой политики» – активности вообще не заметно. Если «Русское единство» намерено и дальше занимать свою политическую нишу в автономии, партия и ее лидеры должны участвовать в предстоящей кампании.
О СЛУХАХ ПО ОТСТАВКЕ ПРЕМЬЕРА КРЫМА
В Крыму есть определенный набор месседжей. Одни вбрасываются в информационное пространство накануне курортного сезона, другие – избирательной кампании. Слухи об отставке Могилева – это своеобразная политтехнология, призванная породить недоверие к власти: мол, если человек знает, что его отправят в отставку или сознательно планирует кадровое перемещение, он не будет работать на полную отдачу и благо крымчан. Это – метод политической дискредитации.
P. S. Недостаточно выиграть выборы, нужно еще доказать, что именно ты достоин победы. Одни политики ждут от выборов взлета своей карьеры, другие – возможности заявить о себе. Главное – не забывать, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.
Виктор Лященко