1 июня Агентство IBI Rating распространило информацию о присвоении Крыму рейтинга инвестиционной привлекательности уровня invA – высокая инвестиционная привлекательность, прогноз – стабильный. По мнению экспертов агентства, инвестиционные позиции Крыма усиливает консолидация ветвей власти, высокая квалификация кадров, развитие региональных программ, направленных на содействие инвестиционной активности в регионе, финансовая устойчивость и значительные резервы для улучшения экономического состояния региона. Заместитель Председателя Совета министров Крыма Валерий Пальчук комментирует эту информацию и рассказывает о первых итогах своей деятельности.
– Проще говоря, Крым – единственный из регионов Украины, где благодаря начавшимся реформам получен такой рейтинг. Регион с рейтингом invA характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью в сравнении с другими территориями Украины. Крым имеет существенный инвестиционный потенциал и располагает достаточной инвестиционной базой, выделяющей его среди других регионов Украины. Очевидно, что официально признанный независимыми экспертами высокий уровень инвестиционной привлекательности автономии – свидетельство признания коренных изменений, которые начались у нас в инвестиционной сфере.
– Вы на этой должности всего два месяца, – и за это время действительно можно что-либо изменить в сложившейся структуре?
– Безусловно, на должность вице-премьера, курирующего инвестиционное направление, я пришел не как «на целину»: до моего назначения уже была проделана серьезная работа. В первом чтении Верховной Радой Украины принят проект Закона Украины «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории». Он содержит весьма привлекательные для инвесторов положения. Например, временное, сроком на пять лет с момента регистрации инвестпроекта, освобождение от налогообложения на прибыль субъектов хозяйствования, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Крыма, ряд других льгот. Вместе с тем, результаты работы – объемы поступающих инвестиций – никого не устраивали.
– Да, помнится эмоциональное высказывание Анатолия Могилева: «Стыдно, что Крым получает мизер поступлений, которые не позволяют нам обеспечивать всю инфраструктуру»…
– Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев на первой же встрече поставил передо мной задачу: реформировать всю систему работы с инвесторами, обеспечить существенный рост поступлений прямых иностранных инвестиций – и обозначил это одним из важнейших приоритетов работы правительства. Всю систему работы с инвесторами мы выстраивали по моделям, которые уже работают в Европе, они понятны, прозрачны и демократичны. Сейчас можно сказать, что первый этап работы успешно завершен. Это было замечено и оценено европейскими политиками и инвесторами. Сейчас идет период взаимного изучения: мы анализируем инвестиционный рынок, степень серьезности поступивших предложений, и к нам также присматриваются инвесторы, отслеживают происходящие перемены.
– При таком взаимном внимании неизбежно появятся посредники…
– Подчеркну: политика правительства скорректирована таким образом, что мы ведем переговоры не с посредниками, а напрямую с инвесторами, и необязательно иностранными, есть предложения и от украинских компаний. Мы стараемся не упустить ни одного рационального зерна, которое нам предлагают. Наибольшая заинтересованность – высокотехнологичными проектами и решениями, современные инвестиции невозможны без инноваций.
В таком контексте присвоение рейтинга высшей инвестиционной привлекательности выглядит вполне логичным результатом, но это лишь начало работы, подготовительный этап. Приоритетами наших взаимоотношений с инвесторами являются ответственность и абсолютная прозрачность. Мы должны не просто привлекать инвестора, а сопровождать его, создавать условия для работы. Моя позиция: если есть хотя бы один разумный проект, он должен получить благоприятную почву для прорастания – это наша задача.
– Не кажется ли вам, что ситуация, при которой госслужащий сопровождает коммерческий проект – также имеет и другое название: коррупция?
– Что касается опеки и сопровождения инвестора – да, коррупция возможна там, где условия работы непрозрачны, где инвестор вынужден ходить по коридорам власти за разрешениями и согласованиями. Действительно, существует тонкая грань в отношениях между органами власти и бизнесменами. И есть только один способ не пересечь эту грань: прозрачность при оформлении разрешительных документов, землеотвода, открытость тендеров, конкурсов, повышение уровня доверия между властью и бизнесом. Правительство всерьез нацелено на создание комфортного инвестиционного климата, приняты необходимые управленческие решения, что означает необратимость глубинных реформ в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций в АРК. Наша позиция: готовить для инвестора пакет документов, таким образом, чтобы максимально облегчить его путь в Крым.
Эта работа активизируется при поддержке Председателя Совета министров Анатолия Могилева. По его решению структуре правительства появилось экспертно-аналитическое Управление по вопросам инвестиций и инноваций. Я, как заместитель Председателя Совмина, вошел в состав Регионального комитета по экономическим реформам Крыма…
– …Известно, что по вашей инициативе реорганизовано Агентство регионального развития…
– Скорее, в него вдохнули жизнь. Нежизнеспособную структуру, как назвали ее эксперты ПРООН, надо было реорганизовать, что называется, еще вчера. Агентство регионального развития имеет огромные перспективы для успешной работы – в качестве неприбыльной организации. Согласие на реорганизацию Агентства получено от Верховной Рады Крыма, а Совет министров принял соответствующее постановление. В этом подходе учтено мнение экспертов ЕС-ПРООН. Именно в этом статусе Агентство будет помогать инвесторам. Прибыль от его работы мы видим не в оплате консалтинговых услуг, а в успехе разработанных инвестиционных проектов и их сопровождении. Курирует Агентство не отдельно взятый чиновник, а Управленческий совет.
– Вы также возглавили Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций и развития международного технического сотрудничества. Насколько он жизнеспособен при наличии министерств, комитетов?
– Сегодня, наряду с иными структурами, Координационный совет является органом, не просто содействующим привлечению инвестиций, а полноправным участником экономических реформ. В состав Координационного совета включены руководители республиканских министерств и комитетов, с которыми взаимодействуют инвесторы, международный координатор Программы развитии и интеграции Крыма ПРООН, руководители международных представительств в Крыму: США, Германии, Швейцарии, Канады, Турции, государственные и общественные организации, авторитетные крымские ученые и специалисты, представители ведущих вузов автономии. Полагаю, что их участие явится дополнительным подтверждением прозрачности новых механизмов работы и их соответствия мировым стандартам.
Одна из основных задач Координационного совета – не просто «свести» инвестора и местного чиновника, но и научить наших управленцев взаимодействию, создать для них условия, при которых им будет выгодно работать прозрачно, эффективно, помогать инвестору, а не «душить» его всевозможными поборами.
Таким образом, завершается создание целостной стройной логичной системы поддержки инвестора. Инвестиционный бизнес получил от нас сигнал о готовности к взаимовыгодному сотрудничеству. Мы видим подтверждения, что наш сигнал принят.
Нужно быть всегда правдивым и взвешенным. Главное, что прозвучало для чиновников всех уровней: инвесторы не одиноки, и они не попрошайки, каждый, кто вкладывает свои деньги в экономику Крыма – находится под защитой государства в лице правительства автономии.
– Постановления и распоряжения, переговоры и встречи еще не означают поступлений в бюджет. Когда мы сможем услышать от вас о результатах следующих этапов?
– За два прошедших месяца есть уже некоторые позитивные результаты.
Начато строительство супермаркета стройматериалов одной из всеукраинских торговых сетей в Армянске, идет подготовка к закладке такого же в Джанкое, разрабатываются бизнес-проекты по инвестированию в два сельхозпредприятия: выращивание плантаций фундука и садов, и ряд других, уже близких к реализации.
Пять регионов Крыма – Евпатория и Феодосия, Бахчисарайский, Кировский и Нижнегорский районы – подписали соглашение о партнерстве с Проектом ЕС-ПРООН «Поддержка регионального развития Крыма». Это начало второй фазы Проекта ЕС-ПРООН: непосредственная работа с регионами Крыма, привлечение средств для развития территорий.
Евросоюз открыл программу помощи развитию санаторно-курортной отрасли Крыма, на это выделено 5 миллионов евро.
Начался новый проект ПРООН «Устойчивое развитие в Крыму: модели преобразования сельских территорий и консультационные услуги».
Разрабатываются новые проекты ООН и международных финансовых доноров, направленные на активное включение громад, гуманизацию общества.
– Помощь стран-доноров для Крыма не новость, но с вашим приходом заметно активизировались многие процессы – в том числе и донорская поддержка…
– В Крыму работают 92 программы международной технической помощи общим объемом более 90 миллионов долларов. Говоря об этом, стоит отметить: необходимо разделять техническую помощь и инвестиции. Техническая помощь – это безвозмездное вливание средств. Мы очень признательны странам-донорам за поддержку, тем более, что ее принципы направлены на повышение прозрачности использования бюджетных средств. Большая часть каждого проекта помощи финансируются донорами при участии местного бюджета и средств местных громад. Органы местного самоуправления учатся готовить обоснованные грамотные проекты реконструкции, а территориальные громады – контролировать весь ход реализации проекта. Это хорошая школа в первую очередь для наших чиновников и мы их должны учить – на примере работы с донорской помощью – прозрачности расходования государственных средств.
Однако за счет лишь технической помощи нам не развить инфраструктуру автономии. Это можно сделать с приходом серьезных инвесторов, а инвестор, в отличие от донора, рассчитывает на прибыль. Поэтому предстоит буквально ломать менталитет отдельных местных руководителей, которые не совсем понимают, кто такой инвестор, и кто такой донор.
– Итак, ничто не мешает инвестору развивать свой бизнес в Крыму. Логичен вопрос о планах и прогнозах в сфере инвестиций.
– Я никогда не сомневался в том, что Крым будет лидером в Украине по инвестиционным вложениям. Путь к этому непростой, но реальный. Благодаря наступательной требовательной позиции главы правительства Анатолия Могилева дан новый импульс в реализации стратегических подходов в этом вопросе, подготовлены перспективные планы на будущее. Мы видим перспективы развития инвестиционной деятельности в автономии в первую очередь в привлечении инвесторов и концессионеров в инфраструктурные проекты.
Это развитие транспортной инфраструктуры Крыма. Это строительство предприятий по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). Это внедрение энергосберегающих инновационных технологий и расширение использования нетрадиционных источников энергии. Это развитие курортно-рекреационной отрасли, аграрного сектора экономики Крыма. Это также ряд весьма интересных проектов, осуществление которых возможно только в Крыму. Содержание проектов пусть пока останется определенной интригой, но вот увидите: когда мы их доработаем и будем готовы озвучить, я уверен, их поддержат крымчане, ими очень заинтересуются крупные инвесторы.
Еще один серьезный и перспективный пласт работы: множество крымских предприятий из-за кризиса попали в финансовую зависимость от банков. Банки заинтересованы лишь в возврате кредитов любой ценой, хоть продажей оборудования на металлолом, а это грозит настоящей бедой. Будем совместно с инвесторами искать возможности и средства, находить механизмы помощи предприятиям, попавшим в долговую кабалу, буквально спасать их, чтобы сохранить крымчанам рабочие места, а сами предприятия – в структуре экономики Крыма.
Геннадий Потапенко