События Великой Отечественной войны отдаляются от нас, становясь для нынешних поколений обычной историей о чем-то героическом, но весьма далеком. Из памяти стираются даты фронтовых сражений, а воспоминания об ушедших из жизни ветеранов вызывают скорбь и душевную боль.
Путь к Победе был не прост, народ заплатил за него кровавую цену миллионами разрушенных судеб и искалеченных сердец. Мы должны помнить поседевших матерей, похоронки, пришедшие с фронтов вместо сыновей и наших стареньких, но вечно юных душой дедушек.
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ
Ветеран Великой Отечественной войны, участник боевых действий, симферополец Георгий Андреевич Астахов остался сиротой в 14 лет. Его родители погибли во время эвакуации из Крыма. Через три года, в апреле 44-го, он добровольцем записался на фронт и попал в зенитные войска. Воевал в составе 3 батареи 270 Гвардейского зенитно-артиллерийского полка 18 гвардейской артиллерийской дивизии. Участвовал в освобождении Варшавы и Ковеля, а также взятии Берлина. В послевоенные годы работал киномехаником в Потсдаме (Германия). Вспоминает – неведомая сила не раз спасала его от верной смерти и отводила от неминуемой гибели.
«Бог спасал меня. Как-то мы ехали на грузовике ГАЗ-АА (в военное время получил прозвище «полуторка») с шестью бочками бензина. По дороге на Севастополь подверглись бомбардировке. Один из осколков попал прямо в лобовое стекло. Это просто чудо, что никто не пострадал, и машина не взорвалась», – рассказывает ветеран.
Германия. Георгий Астахов (справа)
Одним из самых страшных сражений Георгия Астахова стали бои за переправу на Одре, в которых он потерял многих боевых товарищей. Но тогда было приказано стоять до конца и не позволить противнику взять плацдарм, который он хотел использовать для контрнаступления. Переправу бомбило больше сотни самолетов, но на ее защите стояло 24 зенитных орудия.
«Помню – только взошла заря, было тихое утро, и вот мы видим: в небе летят на переправу немецкие самолеты. Это был страшный, для многих последний бой. Я смотрю в коллиматор (прицел) зенитки и вижу, что вражеский самолет идет прямо на нас. Я нажимаю гашетку, и снаряды один за другим попадают точно в цель. И тут – страшный взрыв. Самолет рухнул позади нас на землю. Правда, страха у меня тогда не было. Может, потому что был очень молодой, а может быть нам просто всем нужна была победа любой ценой. В войне чаще побеждает не тот, кто сильнее, а тот – кому нужнее», – вспоминает Георгий Астахов.
Георгий Астахов. Берлин. Позади – поверженный Рейхстхаг
Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то намного хуже, чем он был прежде. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел, она оставляет глубокий неизгладимый отпечаток.
Георгий Астахов считает, что война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений. На войне нужно вызубрить одну истину: если ты не умеешь сражаться, молитва тебе не поможет. Хотя порой пути Господни неисповедимы.
«Во время боев на Одре под Франкфуртом, к нашему орудию подбежал командир 5-ой батареи и говорит моему сослуживцу Вишняку: «Пройдем к машинам, надо принести снаряды». А он говорит: «Я не пойду, пускай Астахов сходит. Помню, мы бежали перебежками, попадая под обстрелы вражеских самолетов. Когда вернулись обратно, я увидел, что Вишняк лежит мертвый. Пуля прострелила ему позвоночник в районе сердца. Он лежал точно на том месте, где всего парой минут раньше стоял я».
Бранденбургские ворота. Знаменитый символ Берлина
ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО
Георгий Андреевич и Жанна Александровна Астаховы познакомились в военные годы. Долгое время не решались перейти грань дружеских отношений. Жанна Астахова вспоминает, что впервые увидела своего будущего мужа стоя в очереди в кинотеатр «Спартак», затем их познакомила общая подруга.
«Я пришла рано утром за билетами. Стою в очереди. На мне – модный беретик, шубка, валенки в калошах, на руке – серебряные часы, которые подарила мама. Подходят два парня позади меня, и один другому говорит: спроси у пацанки, который час. Я же, гордая девчонка, возмутилась. Поворачиваюсь и говорю: «Я не пацанка, а девушка. Мне 17 лет»
Они часто выделялись в общих компаниях, но не решились признаться в общей симпатии.
«Я каталась на стадионе и вижу – едут два парня на велосипеде и один летит со спуска прямо на меня. Он врезался мне в колесо. Оно сильно измялось. Георгий подошел, снял его, выровнял, подтянул спицы, поставил на место – тем самым поразил меня. Вот так зародилась наша дружба, которая с годами переросла в любовь. Когда Жора уходил на фронт, он говорил: «Поцелуй меня на прощание», а я его так и не поцеловала, потому что на тот момент он был просто моим хорошим другом», – рассказывает Жанна Астахова.
Послевоенное время. Георгий и Жанна Астаховы с другом
Однако она всю войну ждала своего Жору с фронта, бессонными ночами писала письма и просила Бога уберечь его и вернуть домой живым и невредимым. В июне 1947 года Георгий Астахов приезжает из Германии домой и делает своей возлюбленной Жанне предложение руки и сердца.
«Мы пошли в ЗАГС, а нам говорят: «Распишем через две недели». Но потом пошли на уступки и расписали, после чего Георгий снова уехал в Германию. Я его ждала шесть лет. Он был и остается для меня самым главным и любимым мужчиной в моей жизни. Я люблю его по сей день», – рассказывает Жана Астахова.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В этом году Георгий Андреевич и Жанна Александровна Астаховы готовятся отметить 65-летие совместной супружеской жизни. Признаются – несмотря на возраст (обоим уже за 85), по-прежнему любят пошутить друг над другом и слушать любимую музыку. Гордятся своими детьми и внуками и верят, что отмерянные им годы проживут еще с большей любовью и взаимным уважением.
Правда, немного расстраиваются, что некогда квартира, в которой собирались большие шумные кампании, теперь опустела. Годы не щадят никого, и многих друзей уже нет в живых. Да и им все чаще хочется гулять не за столом, а в старом тихом парке. Так они и живут: Жанна Александровна разводит дома цветы и заботится о своем муже, а он посвящает ей стихи, в которых благодарит судьбу, что рядом с ним – верная и прекрасная женщина.
Стихотворения Георгия Астахова
Cемейный род Астаховых
Виктор Лященко