Куда может привести дорога? Героя фильма «Трасса 60» к обретению личного счастья, исследователей и путешественников к открытию новых мест. А наш курс – старая Севастопольская дорога, поднимающаяся серпантином на полтысячи метров над уровнем моря…В середине XIX века еще не было удобной трассы Севастополь–Ялта. Первая дорога проходила через Байдарскую долину. Эта плоская межгорная котловина имеет длину 16 км, а ширину – 8. На таком ограниченном участке расположено 14 населенных пунктов. Все дело в природных условиях: прекрасный климат, вода и плодородная почва. За удивительную красоту Байдарская долина получила название «Крымская Швейцария».Связать долину с Южным берегом Крыма решил граф Михаил Воронцов, содержавший в Алупке собственный дворец. По личной инициативе графа строительство дороги продолжалось около десяти лет. Финальную точку в серпантинной истории поставили на перевале в виде арки по проекту архитектора Карла Эшлимана. Сооружение в античном стиле назвали Байдарские ворота.В настоящее время Байдарские ворота представляют собой символический вход на Южный берег Крыма.В конце XIX века в арке были установлены настоящие ворота, которые закрывались в целях безопасности путешественников в темное время суток и в непогоду. В свое время Евгений Марков в «Очерках Крыма» писал: «Спешите через широкую, водообильную, древообильную Байдарскую долину, через прекрасные лесные горы на ночлег в Байдарскую станцию. Там вам нужно подняться до солнца, чтобы к моменту его восхождения непременно поспеть к Байдарским воротам. Этот обычай священен для крымских туристов». Рядом с Байдарскими воротами до 20-30-хх годов XX века размещались две гостиницы, а также павильон-ресторан и почтовая станция.В первые дни Великой Отечественной войны перевал Байдарские ворота имел стратегически важное значение в планах немцев. Они хотели взорвать Байдарские ворота, как единственно возможный выход на Севастополь. Планы гитлеровцев были сорваны…В удивительном пейзаже, открывающемся с Байдарских ворот, привлекает внимание церковь. Она стоит на скале, утопающей в зелени. В определенную погоду, кажется, что храм не имеет основы, а словно парит в воздухе. О выборе места возведения этой церкви есть множество легенд. Одна из них гласит, что однажды взбесившиеся кони понесли с горного перевала коляску, в которой сидела юная дочь богатого купца. Кони неслись к пропасти, и девушка уже мысленно прощалась с жизнью. Но... бывают чудеса!.. Кони внезапно остановились на краю скалистого обрыва. После стремительного спуска они словно замерли, сраженные красотой, открывшейся перед ними. И тогда купец в честь спасения дочери-красавицы велел построить храм Воскресения.Есть и официальная версия истории создания Форосской церкви. «Чайный магнат» Александр Кузнецов (на тот момент владелец имения в Форосе) по просьбе православных близлежащих селений заказывает проект храма архитектору Николаю Чагину. Церковь посвящается чудесному спасению государя-императора Александра III и его семьи во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург. Поезд сошел с рельсов, но император не пострадал.Заказчик храма, Александр Кузнецов, был наследником (внуком) сказочно богатого купца Алексея Губкина. Это был один из главных поставщиков чая в Российской империи. В свое время Губкин поднялся на бартерных операциях с Китаем – обменивал сукно и хлопчатобумажные ткани на чай. Впоследствии его «чайная империя» стала самой мощной в России. Кузнецов тоже занимался импортом и расфасовкой чая. Изображение Форосской церкви на скале он сделал своим торговым знаком.Церковь построена в византийском храмовом стиле, в два яруса, по бокам и в центре – купола различной величины. Своим силуэтом церковь напоминает русские деревянные храмы конца XVIII столетия. Внутренние стены украшал византийский орнамент, на полу была выложена мозаика, изготовленная в итальянской мастерской Антонио Сальвиатти.С приходом советской власти из храма были изъяты ценности, в течение нескольких лет он был закрыт, пока не перешел в собственность санатория «Форос». Со сменой владельца изменилось и назначение. В храме был открыт ресторан, существовавший и в послевоенное время. В конце 80-х годов прошлого века церковь стали восстанавливать, и только в 2004 году все реставрационные работы были завершены.Храм Воскресения Христова продолжает работу и сегодня, здесь проходят регулярные службы, крестят детей и венчают. Этот уникальный объект по праву считается жемчужиной Южного берега Крыма. Когда стоишь на смотровой площадке позади храма и смотришь с высоты 400 метров над уровнем моря, невольно захватывает дух. Восхищаешься, и когда видишь подсвеченные солнцем или вечерним светом купола…Анастасия Романова