Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой…

И мила вот по какой причине – отбушевали пылкие страсти лета, сделан внушительный запас на зиму, можно передохнуть и безнаказанно предаться неторопливым осенним размышлениям. А размышлять лучше всего, гуляя по чудесным симферопольским улочкам и бульварам. Недаром ноябрь называют листопадом – облетают листья на деревьях и кустах, из цветов держатся только знаменитые «хризантемы в саду». Все как-то защищаются от осени, даже птицы улетают из наших теплых краев в еще более теплые. Да не только птицы! Вон в Германии наследники язычников-Нибелунгов, которые до сих пор как на работу ездят на Вальпургиевы ночи и отмечают и Хеллоуин и всякие прочие древне-варварские штучки, так они вообще объявляют переход осени в зиму пятым временем года – сезоном карнавалов и веселятся прямо-таки с языческим исступлением. Я же предлагаю вам, друзья, менее буйный и более эстетский способ любования красотами осени – неспешную прогулку-воспоминание по улицам столицы Крыма.Даже центр, где, казалось бы, уже и камня нового не втиснешь, чуть ли не каждую неделю видоизменяется. Тем интереснее разглядывать сквозь новые наслоения силуэты старинных зданий, стараясь представить себе, что же здесь было лет эдак 100–150 тому назад.Молодому работающему динамичному человеку трудно представить себе временной отрезок даже в полстолетия, не говоря о целом веке, а уж полтораста лет и вовсе кажутся историей древнего мира. Но вот пройдемся по Пушкинской и попробуем представить себе – что, как и когда происходило на этой любимой улице нашего детства.И в ХХ, и в ХХI веке ее иначе чем Пушкинская уже не именуют. Но когда, собственно, стала она улицей имени «Солнца русской поэзии»? Оказывается, не так и давно, в год 100-летнего юбилея Пушкина, в 1899 году, то есть в конце того самого позапрошлого века, о котором мы с таким веселым ужасом только что вспоминали. До того центральная городская магистраль именовалась Приютненской. В честь приюта для девочек, основанного графиней Адлерберг и размещавшегося в угловом доме на пересечении нынешних Пушкинской и Гоголя, где сейчас Музей этнографии.А одной из главных городских достопримечательностей, по-научному говоря – архитектурной доминантой улицы был и остается русский театр. Как раз этой осенью, в день шести единиц бесстрашный кормчий нашего театрального флагмана, директор и художественный его руководитель Анатолий Новиков (сцена имени Новикова, зал имени Новикова и все прочее имени Новикова) назначил торжество – державный апофеоз – празднование в одном флаконе – 180-го сезона и 100-летия исторического здания театра. И, что интересно, даже не интересно – показательно! Президенты обеих стран, – Украины и России – нашли необходимым поздравить русский театр с этими двумя юбилеями. Но это – совсем другая история. Что же касается строгого и внушительного здания театра, гордо глядящего сегодня на Дворец бракосочетания, то тут все непросто.Начиналась эта историческая эпопея длиною в столетие – с пустыря! Представьте себе, в начале ХIХ века в центре города был пустырь. Но стараниями предводителя губернского дворянства господина Таранова-Белозерова Александра Степановича в 1815 году часть пустырной земли была отдана надворному советнику Косанчичу «под домовое строение», а часть – отведена под здание Дворянского депутатского собрания. Для проживания дворян Таврической губернии, собиравшихся на свои ежегодные съезды, были выстроены каменные сараи. Один из них, выходящий на нынешний переулок Героев Аджимушкая, и стал в 1821 году прародителем первого городского театра.Следующая забавная шутка истории – театр, названный впоследствии Дворянским, был открыт купцом Волковым. Большой театрал, этот московский купец приехал в Крым на лечение. Поразился, бедный, – как это люди, в ХIХ-то веке(!!) живут без собственного городского театра. Снял один из «дворянских сараев» и стал этот театр делать. Заложил камнем арки, устлал досками пол, соорудил небольшую сцену, расставил деревянные скамьи. Позвал гостей…Вот таким замысловатым образом судьба вела симферопольцев на первую встречу с музой театра Мельпоменой! И произошло это в 1821 году. На сцене этого любительского театра ставили комедии Сумарокова и Фонвизина, драмы Гаврилы Державина, «пиесы» Богдановича.Излечился ли от болезни достойный меценат Волков, и какова его дальнейшая судьба – мне неведомо. Но только еще через 20 лет опять-таки не директор труппы, а директор казенной мужской гимназии Алексей Васильевич Самойлов сделал следующий шаг в продвижении театра на сложном пути к дворянству. Были, наконец, оштукатурены стены, пристроены коридоры, переделан партер, устроены ложи для благородной публики. Здание приобрело чуть более приличный вид, стало больше походить на театр, в душе по-прежнему оставаясь сараем.Потом протянулся еще почти целый век переделок и перестроек, и только в начале ХХ века здание театра приобрело тот горделивый классицистический облик, который всем нам знаком с детства. Проект нового театра со всеми его бюстами основоположников, музами и горгульями-акротериями разработал харьковский академик архитектуры Алексей Николаевич Бекетов, а построен он был под руководством местного инженера Якова Рыкова. За два года – 1910 и 1911.Торжественное открытие состоялось в апреле 1911 года в присутствии городского головы Василия Александровича Иванова, который произнес прочувствованную речь:– Господа! – сказал он, – этот день знаменует собою культурный праздник в жизни Симферополя, так как новое обширное здание театра широко открывает двери сценическому искусству, до сих пор ютившемуся в случайных и неудобных помещениях.Не могу отказать себе в удовольствии – подметить очередную шутку Клио (музы истории). Те широкие парадные двери, о которых с таким умилением говорил почтеннейший голова, и которые открывались прямо на Пушкинскую, они теперь заколочены металлическими щитами, и столичному бомонду приходится просачиваться в узенькую дверцу на углу Пушкинской и Горького. Зато, как уверяет администрация театра, – так намного теплее.Ну, и последнее на сегодня знаковое совпадение. Как нынче симбиоз Приватбанка и Русского академического драматического театра имени Горького явно пошел обеим организациям на пользу, так и сто лет тому назад банковская структура удачно соседствовала с храмом искусства. В здании Дворянского театра в тот же год было открыто Второе общество взаимного кредита. А на углу Дворянской (Горького) и Пушкинской, где ныне тот самый узенький вход в театр, разместился магазин «Бакалейные товары». После революции их место быстренько заняла «Корсетная мастерская мадам Каган».Так что пройтись по Пушкинской, свернуть на Дворянскую, постоять в тени высоких платанов на Театральной (Героев Аджимушкая), послушать нежный шелест последних падающих листьев было также приятно и поучительно и 100 лет назад, и даже 150…Екатерина Бородина