Бахчисарайский дворец был не единственной ханской резиденцией. В Крыму существовало еще пять т.н. малых ханских дворцов – старый дворец Девлет-Сарай, дворцы Улаклы-Сарай, Алма-Сарай, Качи-Сарай, Сюйрень-Сарай. Однако главным местом пребывания крымских государей всегда оставался Бахчисарай.Почти при каждом новом правителе во дворце появлялись новые сооружения, производились ремонты. Крымские ханы ставили себе памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае и поныне.С течением времени менялись архитектурные и орнаментальные стили: лаконичные узоры стенных росписей XVII в., изображавшие гроздья винограда и плиты мрамора, сменялись изысканными растительными композициями в стиле «крымского рококо»; на смену торжественным гулким залам XVI века в XVIII столетии во дворце начали строить легкие киосковые постройки.Последний крымский хан Шахин Герай, вошедший в историю как великий авантюрист, погубивший в итоге собственную страну, имел намерение перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). Он даже начал было постройку новой резиденции, но, потеряв в 1783 г. власть, не успел реализовать свой план.В имперский период дворец находился в ведении МВД. Здесь пребывал полицейский чин, при наличии разрешения губернатора позволявший важным гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. Время от времени дворец посещали императоры и члены императорской фамилии – по этой причине объект был «режимным» и доступ туда был открыт далеко не всем. Исключение было сделано во время Крымской войны в 1854–1855 г., когда здесь размещался лазарет.После Февральской революции нашлось немало желающих присвоить уникальный памятник, но, к счастью, нашлись люди (художник Усеин Боданинский), которые сумели убедить Временное правительство в необходимости устроить здесь музей. Благодаря Боданинскому, дворец с тех пор и поныне является музейным учреждением.Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в XVIII в., когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства.Дворец – редкостный и великолепный памятник архитектурного искусства, однако сегодня перед нами лишь тень былого величия. Пожар, устроенный без всякой военной необходимости прорвавшимся в Бахчисарай царским фельдмаршалом Минихом в 1736 г., не принес такого вреда дворцу, как «реставрации» XIX века. Раны миниховского разгрома были быстро залечены Селяметом II Гераем и другими ханами, достаточно быстро вернувшими дворцу его прежний облик и даже сделавшими его более современным. Однако многочисленные ремонты, имевшие место после российской аннексии Крыма в 1783 г., мало что принесли дворцу, кроме вреда.История этих ремонтов берет начало в 1787 г., когда дворец готовили к приезду в Бахчисарай Екатерины II. Как правило, и в будущем подобные работы совпадали с подготовкой дворца к приему очередного коронованного гостя. Чаще всего ремонты проводились случайными людьми, а когда за дело брались профессионалы – они мало интересовались традициями местной архитектуры, подходя к ремонту дворца со стандартными мерками. В итоге внутренние покои Хансарая переделывались на «европейский» лад в худшем варианте провинциальной безвкусицы, неподражаемые росписи придворных художников замалевывались фантазиями бравшихся за кисти отставных унтер-офицеров (таких «творцов» было дешевле всего нанять), а ветхие здания, взамен ремонта, попросту сносились. Так, например, в 1820 г. архитектор Колодин уничтожил 3 из 4 зданий гарема, зимний дворец, обширный банный комплекс и многие другие ценные постройки.За прошедшие два столетия площадь дворцового комплекса сократилась с 18 до 4 га.Научно обоснованная реставрация началась лишь в 1960-х гг. – и благодаря ей общий вид Хансарая сегодня куда ближе к первоначальному, чем еще 20–30 лет назад. В 2003 г. во дворце предпринята новая серия ремонтно-реставрационных работ, производители которых под тщательным научным контролем стараются по крупицам восстановить оригинальный и неповторимый изначальный облик ханской резиденции.По материалам http://www.hansaray.org.ua/index.html