ЕФИМ ФИКС: ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ НЕ МЕСТО В СТРАНЕ, ИСПОВЕДУЮЩЕЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

В последние годы в методах государственного управления стали прослеживаться элементы, казалось бы, давно забытого и ушедшего с крахом тоталитарной эпохи понятия «политические репрессии». Об их проявлениях, а также о других спорных вопросах мы говорим с председателем Комиссии Верховной Рады АРК по вопросам восстановления прав реабилитированных Ефимом Фиксом.
– Ефим Зисьевич, как Вы считаете, понятие «политические репрессии» является пережитком прошлого или оно актуально и в наши дни?
– К сожалению, элементы политических репрессий зачастую проявляются в современной украинской государственной политике. Давайте вспомним 2005 год, когда, было уволено около 20 тысяч человек только за то, что они поддерживали не ту политическую силу, которая пришла к власти. Эта же картина, может, не в таких масштабах видна и сейчас. Ну разве это не проявление политических репрессий? В то время, когда в стране декларируются демократические ценности свободы слова и мировоззрения, одновременно проходит процесс политических люстраций. Более того, к примеру, неадекватные действия работников органов внутренних дел и следственного отдела Прокуратуры АРК при задержании Песчановского сельского головы (Бахчисарайский район) Петра Кикавы – это все отзвуки украинской государственной демократической системы, которая зачастую любит применять элементы режима диктатуры. И знаете, это все вызывает очень большие опасения. Не дай Бог, чтобы в Украине повторилось то ужасное время, когда человек подвергался политическим репрессиям и уголовному преследованию за анекдот, за свои высказывания. Мы не должны допустить, чтобы в будущем было такое в нашей стране.
– В последнее время некоторые политики Крыма стали поднимать вопрос о реабилитации жертв репрессий по национальному признаку. Как Вы относитесь к данным инициативам?
– Сегодня пытаются данный вопрос поднять путем принятия Закона Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», прежде всего крымских татар. В этом предлагаемом законопроекте имеется несколько моментов, которые не прописывают должную процедуру реализации его положений. Нет четкого ответа, кто является репрессированным, и не указаны четкие временные рамки. Мы, бесспорно, осуждаем практику насильственного переселения по национальному признаку, но также должны понимать, что сегодня разработанный проект представителями меджлиса, в котором говорится, что крымские татары являются депортированными, не является правильным. Ведь должны быть временные рамки депортации и статуса депортированных. Это моя позиция и моя точка зрения. Если мы говорим, что в 1956 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ, где осудил такие действия, то именно этот год должен быть отправной точкой. С момента, когда было принято решение о переселении, до момента, когда это было осуждено. Также по немцам, болгарам и другим депортированным народам по национальному признаку в прошлом веке. Это положение упорядочило бы всю систему и поставило все на свои места.
Уверен, что также необходимо создавать сводный реестр репатриантов и членов их семей, исключительно для того, чтобы наделить их земельными участками. При этом никто не собирается спрашивать у людей те данные, которые являются сугубо личными. Сводный реестр нужен для того, чтобы просто разобраться в земельной проблеме без истерик, катаклизмов, митингов и мордобоя, дабы избежать спекуляций вокруг земельного вопроса.
Знаете, я предлагал не принимать отдельный закон «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» с территории Крыма, а просто внести изменения в Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий» и там учесть все необходимые моменты. Пока этот закон не предусматривает, чтобы наша комиссия по вопросам восстановления прав реабилитированных рассматривала реабилитацию тех людей, которые были по национальному признаку насильственно переселены с территории крымского полуострова в 1941–1944 годах.
– Расскажите, пожалуйста, о работе комиссии, которую Вы возглавляете. Что уже сделано и что планируется сделать?
– С момента переформатирования комиссии (20 февраля текущего года, когда было принято соответствующее решение Верховной Рады Крыма) мы существенно проанализировали ситуацию, которая сложилась вокруг проблемы, связанной с восстановлением прав реабилитированных в Автономной Республике Крым. Провели ряд встреч с руководителями городских и районных комиссий, где договорились о методике и практике работы в этом направлении.
В работе нашей комиссии, как в крымском парламенте, так и в регионах, мы делаем, прежде всего, акцент не только на оказание помощи гражданам, которые к нам обращаются, но также стремимся наладить взаимообратную связь, чтобы люди вовремя получали положенные им социальные льготы. Мы просили городские комиссии крымских городов, чтобы в тех местах, где были применены высшие меры наказания в отношении людей, подвергнутых политическим репрессиям, в перспективе были установлены символические памятные знаки.
Кроме текущих дел, связанных с восстановлением прав реабилитированных, мы взяли под свой контроль и работу республиканской организации «Научно-редакционная группа по подготовке Крымского тома научно-документальной серии «Реабилитированные историей». Примерно в декабре этого года мы планируем провести презентацию всей серии данного научного собрания, чтобы общественность знала об этой серьезной проблеме, которая имела место в нашей истории.
– По Вашей информации, сколько в Крыму проживает реабилитированных граждан и членов их семей?
– По последним данным, в Крыму проживает более 10 тысяч реабилитированных граждан. И это только те, которые обратились в нашу комиссию. При этом, несомненно, подверглось политическим репрессиям значительно большее число людей.
Хочу заметить, что с каждым годом количество репрессированных граждан, обращающихся в нашу комиссию, уменьшается. Это закономерная тенденция, потому что время все дальше и дальше отдаляет нас от политических событий, повлекших за собой массовые репрессии советских времен. Но я уверен, что впереди еще много работы по их реабилитации. Комиссия пока востребована.
– Скажите, насколько совершенен действующий Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий»? Что, на Ваш взгляд, в нем можно было бы подкорректировать или изменить?
– Если сравнивать законодательство Украины в отношении восстановления права реабилитированных с законодательством других постсоветских стран, то, к сожалению, по многим позициям сравнение не в пользу Украины. Так, к примеру, в законодательстве ряда стран СНГ, например, в Российской Федерации, к жертвам политических репрессий отнесены дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в местах лишения свободы, ссылки, высылки или же родившиеся в местах заключения, а также дети, пострадавшие от репрессий и оставшиеся без попечения родителей. В украинском законодательстве для данной категории граждан льготы не предусмотрены. Мы обратились в Кабинет Министров Украины, чтобы они вышли с законодательной инициативой в Верховную Раду страны и внесли изменения в Закон Украины «О жертвах политических репрессий», ведь это очень важная социальная составляющая.
Наша Комиссия продолжает вести работу по усовершенствованию законодательства. Так, мы уже инициировали внесение ряда изменений в законодательство Украины и постановление Кабинета Министров Украины по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением реабилитированных граждан. До сего момента доплата к пенсиям такой категории граждан составляла 4 гривны 50 копеек. Это позор, честно говоря.
– Ефим Зисьевич, что в настоящее время гарантируется гражданам, которые были подвергнуты политическим репрессиям? Какие социальные льготы им предоставляются?
– Хочу отметить, что, согласно действующему законодательству, людям, подвергшимся политическим репрессиям, кроме доплат к пенсиям и восстановления материального ущерба, также предоставляется получение льготных путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатное обеспечение автомобилем при наличии соответствующих медицинских показателей, бесплатный проезд всеми видами городского и пригородного транспорта, за исключением такси. Кроме того, гарантируется снижение квартплаты и коммунальных услуг на 50%, внеочередное оказание медицинской помощи, 50%-ная скидка на лекарственные препараты, первоочередная установка телефонов и так далее.

Подготовил Виктор Лященко