Жителям Украины и, в частности, крымчанам, не хватает знаний о финансовой системе и правах потребителей. Об этом свидетельствуют результаты исследования, озвученные в ходе «круглого стола» на тему: «Финансовая грамотность населения и защита прав потребителей финансовых услуг. Региональный фокус» в Симферополе 16 декабря. В частности, как сообщил советник Проекта USAID «Развитие финансового сектора» Алексей Куценко, среднестатистический гражданин нашей страны пользуется лишь базовыми финансовыми услугами и в большинстве своем ничего не знает о своих правах как пользователя этих услуг и практически не доверяет финансовым учреждениям. Как отметил Алексей Куценко, согласно результатам исследования, 39% украинцев даже не имеют банковского счета. При этом среди простых финуслуг, которыми пользуются большинство граждан, – оплата коммунальных платежей через банк (78%), пользование банковским счетом и пластиковой карточкой (61%), перевод платежей с помощью терминалов (38%) и обмен валют (31%). Алексей Куценко уточнил, что только 11% респондентов имеют банковские депозиты, а 28% пользуются кредитами. Менее 2% опрошенных владеют акциями, облигациями или инвестируют средства в негосударственные фонды. «Более 60% респондентов считают себя финансово грамотными, однако менее четверти опрошенных смогли правильно ответить на 5 из 7 вопросов, ответы на которые надо знать, чтобы иметь возможность самостоятельно управлять собственными финансами», – сказал советник. Он добавил, что большинство украинцев имеют финансовые проблемы. Так, около 56% респондентов оценивают финансовое состояние своей семьи как удовлетворительное, а 32% – как плохое или очень плохое. В частности, только у 14% респондентов остаются деньги в конце месяца для сбережений. При этом эти деньги в большинстве случаев сберегаются в виде наличных (49%), а не инвестируются. Алексей Куценко рассказал, что большинство среднестатистических жителей Украины полагаются исключительно на себя и не берут в долг. Так, 77% респондентов сказали, что не имеют долгов, и только 19% признали наличие задолженности. Советник проекта сообщил, что каждый четвертый потребитель имел проблемы в ходе взаимодействия с финансовым учреждением. При этом 44% опрошенных убеждены, что, в случае возникновения спора по финвопросам, он будет решен в пользу учреждений. «Значительное количество граждан не имеют представления о том, как решать спор с финансовой компанией», – резюмировал Алексей Куценко. Напомним, первое национальное исследование по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг было проведено по инициативе Агентства международного развития США (USAID) в конце сентября – начале октября текущего года. Было опрошено 2014 пользователей финансовых услуг в возрасте от 20 до 60 лет во всех регионах Украины. Статистическая погрешность составляет менее 2%.