ВЛАДИМИР МАЛИБОРСКИЙ: В Крыму христианские протестантские организации ведут активную деятельность, но некоторые из них имеют скандальную репутацию

При анализе конфессиональных процессов в Крыму основное внимание уделяется проблемам ислама, при этом упускается из виду, что наиболее динамично развиваются христианские религиозные общины протестантского направления, среди которых есть течения со скандальной репутацией.
О том, каковы особенности миссионерской деятельности и в целом о ситуации с функционированием в автономии протестантских организаций корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал председатель Республиканского комитета АРК по делам религий ВЛАДИМИР МАЛИБОРСКИЙ.

– Владимир Антонович, скажите, пожалуйста, как в Крыму  развивается протестантизм?
– Христиане протестантского толка представлены 24 направлениями, включающими 328 религиозных организаций, из которых большинство составляют пятидесятники и неопятидесятники. Это представители харизматических направлений с названиями: «Христиане Евангельской веры», «Христиане-пятидесятники», «Церковь посольства Божия», «Новое поколение» и другие.
Неопятидесятники в Крыму наиболее динамично развиваются, по сравнению с другими конфессиями и деноминациями. За прошлый год мы зарегистрировали 19 организаций (2 прекратили свою деятельность, осталось 17), из которых неопятидесятников – 9. С начала этого года мы зарегистрировали 4 организации, из которых 2 – представители этого крыла.

– Чем обусловлена такая динамика?
– Они ведут активную миссионерскую работу, их культовая практика имеет современный подход: на их богослужениях звучит популярная музыка, каждый желающий адепт может выступить с проповедью. Их религиозная практика – духовная по содержанию, при этом молодежная по форме – удобная для восприятия широкими слоями населения.
Кроме этого, протестантские церкви активно занимаются социальным служением, направленным на оказание гуманитарной помощи, борьбу с наркоманией и алкоголизмом. В Симферопольском регионе есть примеры того, как церковь полностью берет на себя содержание пациентов или адептов, которые имеют проблемы с алкоголем или наркотиками.
При этом следует отметить, что процент выздоровления среди них выше, чем в официальных медучреждениях, и это признает традиционная медицина. Потом излечившиеся активно вовлекаются в миссионерскую деятельность, при этом говорят: «Я – бывший наркоман, приняв Господа в свое сердце, я излечился, теперь у меня другая жизнь» и т.д.
Среди них есть организации с экзотическими названиями – «Друзья, прекрасен наш союз» (работает с бездомными и заключенными СИЗО) или «Церковь без стен». Еще следует упомянуть такую организацию, которая действует давно, – «Армия спасения», – занимается активной волонтерской и социальной работой.

– Наблюдаются ли в религиозной сфере негативные моменты?
– Да. Под видом классических пятидесятников в 2005 и 2009 годах пыталась зарегистрироваться «Вселенская апостольская церковь Солнца». Мы отказали им, даже хотели, чтобы они подали на Рескомрелигий в суд, но они не стали этого делать и спокойно забрали документы. По нашим наблюдениям, в данной организации использовались методы, несозвучные с религиозными постулатами. Например, отказ прихожан от своего имущества в пользу лидера организации и другие факты, установленные на основании обращений и жалоб граждан. Под видом удовлетворения религиозных потребностей на адептов оказывалось давление. Или, скажем, все знают, что против старшего пастора церкви «Посольство Божье» Сандея Аделаджа, живущего в Киеве, возбуждалось уголовное дело по фактам обмана верующих в экономических вопросах. Его сторонники есть и в Крыму.

– В автономии действуют организации «Посольства Божия» и «Нового поколения», которые имеют скандальную репутацию?
– Организации, которые официально не оформлены, но фактически управляемые Сандеем Аделаджа, в Крыму есть, их более полутора десятков. Многие из них даже не заявляли о принадлежности к «Посольству». Уже потом, анализируя их культовую практику, мы определяем, что они ориентируются именно на этого лидера. В последнее время пять организаций открыто демонстрируют свою принадлежность к этой церкви.
Лидер «Нового поколения» Алексей Ледяев (гражданин Латвии), который, как и Сандей Аделаджа, считает себя апостолом, имеет в Крыму несколько общин. Тут есть определенные нестыковки: он персона нон-грата в России. Но мы не можем отказать любому иностранному миссионеру, если он у нас не совершил ничего противозаконного и за ним не тянется никаких «хвостов».

– Владимир Антонович, православное духовенство обращалось к Вам с просьбой отменить регистрации той или иной организации из-за того, что она «тоталитарная деструктивная секта»?
– Отношения между православным духовенством и протестантами всегда были непростыми, и это обусловлено историческими особенностями формирования протестантизма. В Украине все религии и религиозные организации равны перед законом, и в нем нет слов «тоталитарная деструктивная секта».
Официального обращения ни от одной христианской (протестантской, православной или католической) церкви об отмене регистрации какой-либо религиозной организации в комитет не поступало. Официально обращался только муфтият с просьбой не регистрировать другие исламские религиозные общины.
Конечно, православному батюшке будет удобно, если в его каноническом поле не будет конкурентов. И это действительно конкуренция, так как рост протестантских организаций идет за счет потенциального православного населения, и не только. Например, Свидетели Иеговы работают и с крымскими татарами, среди которых есть адепты, возведенные в ранг старейшин.

– В законе нет слов «тоталитарная секта», но Вы же находите основания и не регистрируете некоторые общины?
– Это уже наша внутренняя работа, и я не хотел бы ее афишировать. Нам приходится разбираться, для чего регистрируют организацию: для удовлетворения религиозных потребностей или для незаконной наживы. У меня есть перечень вопросов, и уже по ходу разговора видно, кто перед тобой. Желающие получить регистрацию должны объяснить, кто основатель их направления, какие религиозные центры есть, на какой духовный авторитет они ориентируются и т.д.
При этом организации могут и не подавать документы на регистрацию, так как в законе сказано, что уведомление органов власти о создании религиозных структур не обязательно. Для удовлетворения религиозных потребностей никаких препятствий не существует, без регистрации они просто не имеют статуса юридического лица и не могут вступать в право-имущественные отношения, приглашать иностранных миссионеров и прочее.

Подготовил Закир Закиров