Вчера единственная украинская подлодка вышла в море после многолетнего ремонта
«Запорожье» оставило заводскую причальную стенку и своим ходом, в надводном положении, вышло в Черное море. Впервые с 1993 года. Перебои в финансировании, из-за которых ремонт тянулся около 17 лет, все-таки не потопили судно.
Что означают эти ходовые испытания, военным журналистам рассказал временно исполняющий обязанности командующего ВМС Украины вице-адмирал Юрий Ильин:
– Выведя лодку в море при поддержке руководства страны, Минобороны и Генштаба, мы показали: средства на возобновление ее технической готовности потрачены не зря. В первую очередь, мы не потеряли такой род сил, как подводные. А это даст возможность тренировать и противолодочные силы.
Вице-адмирал делал особый акцент на том, что выполнить задачу удалось несмотря на кризис, в котором находится военный судоремонт. Успешно завершились швартовые испытания, во время которых шла проверка всех систем и механизмов «Запорожья», постоянно учился и тренировался экипаж. Для ввода в строй «Запорожья» много сделала российская сторона – и 13-й судоремонтный завод Черноморского флота РФ, который возглавляет капитан 1 ранга Сергей Новогрибельский, и подводники ЧФ. Так, экипаж ПЛ «Алроса» под командованием капитана 2 ранга Антона Зайцева по договоренности министерств обороны дважды стажировал в море офицеров ПЛ «Запорожье». Это было очень важно – «оморячить» подводников украинского флота, которые ни разу не выходили в море и не погружались на глубину. Сейчас, когда ПЛ «Запорожье» вышла в море, российские спасательные силы готовы помочь экипажу, если потребуется.
В мае подлодка должна участвовать в российско-украинских учениях «Фарватер мира-2012»: в числе прочего, там будут отрабатывать оказание помощи «аварийной» подлодке и выход подводников через торпедные аппараты.
История вопроса
Ее хотели продать Индии или превратить в казино
«Запорожье» – единственный в мире корабль проекта 641, до сих пор находящийся на вооружении. Еще с 2003 года страны, имеющие такие подлодки, используют их лишь как мишени для стрельб.
– Это корабль доатомной эры, и он безнадежно устарел, – рассказали «Газете» офицеры-черноморцы, по понятным причинам попросившие не указывать их фамилий. – Как боевая единица, лодка не имеет перспектив, но для тренировок, а также для того, чтобы поддерживать существование подводников «как вида» в украинских ВМС, ее нужно содержать.
Тем не менее, Украина долгое время пыталась сбыть подлодку за $50-70 млн. В качестве покупателей назывались то индусы, то ливийские бизнесмены, хотевшие сделать из «Запорожья» ресторан или казино.
Субмарина в цифрах
«Запорожье» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Построена в Ленинграде, спущена на воду 29 мая 1970 года.
– водоизмещение 2484 т;
– длина 91,3 м, ширина 7,5 м;
– скорость 16 узлов (29,6 км/ч);
– глубина погружения 280 м;
– дальность плавания: над водой 30000 миль (55560 км), под водой 400 миль (740 км);
– вооружение: 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата;
– экипаж: 77 человек.
В составе ВМФ СССР под обозначением Б-435 совершила 14 дальних походов. После раздела Черноморского флота получила имя U001 «Запорожье»
Общая стоимость последнего ремонта – не менее $6 млн. Заменены аккумуляторные батареи и обшивка, восстановлены узлы гидроакустической и радиолокационной станций, систем связи, отремонтированы торпедные аппараты, винты, рулевой комплекс, носовой шпиль.