Уроки искренности для политиков: О чем сегодня молчит оппозиция?

Вот так и хочется спросить: а что, оппозиционные деятели ожидали чего-то другого?

Или, может, они уповали на то, что слушать их речи митингующие на Майдане будут бесконечно? Учитывая, что договориться политики между собой не могут, не­удивительно, что в толпе появятся те, кто предложит тот самый простой и на первый взгляд бесспорный путь - пойдем «на войну». Итог смог наблюдать весь мир в прямом эфире в ночь с воскресенья на понедельник. И почему-то стало ясно, что логика «чем хуже, тем лучше» в умах лидеров оппозиции таки победила.

А ВЕДЬ ШАНС БЫЛ...

Уже банально будет гово­рить о том, что Арсений Яце- нюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок якобы отстаивают на Майдане и в парламенте евро­пейские нормы и способствуют торжеству принципов демокра­тии в украинской политике. Как говорится, лучшего не приду­маешь. Но когда от слов надо переходить к делу, случается непонятный ступор и поведе­ние оппозиционеров теряет логическое объяснение.

Вернемся чуть назад, к со­бытиям 16 января. Итак, еще в декабре по настоянию именно оппозиционной тройки, забло­кировавшей работу Верховной Рады, рассмотрение бюджета было отложено. В принципе, с этим аргументом оппози­ции можно согласиться: при­нимать такой важный, по сути единственный финансовый до­кумент всей страны в спешке - дело рискованное, а может быть, и безответственное. Хо­рошо, дали всем возможность разобраться, в первую очередь лучшим умам оппозиции - то­му же экономисту Яценюку или Виктору Пинзенику. Итогом ста­ло появление более чем двух тысяч поправок. Но время-то не стояло на месте. И потому, выйдя с каникул и вернувшись с празднований (а вожди-то не каждый день на морозном Май­дане дежурили), все депутаты оказались перед вполне понят­ной реальностью: бюджет надо принимать срочно, финансовый год начался, люди действитель­но ждут и пенсий, и зарплаты (кроме чисто моральных аспек­тов, надо понимать, что люди вышли на работу после череды праздников). Следовательно, у всего парламента было не­сколько дней для слаженной и эффективной работы.

Причем для оппозиции это был реальный шанс проявить себя. Критикуя правительство (а это и есть основная задача нормальной оппозиции), они могли бы рассказать с трибуны парламента о своем видении,каким должен быть бюджет, предложить свои идеи и под­ходы, кого-то убедить, поспо­рить, даже попиариться вдо­воль, перечисляя грехи власти. Но это было бы действием со­зидательным, показало бы ре­альное влияние оппозиции на политический процесс в стра­не. А что все увидели вместо этого?

Честно говоря, представить себе, что кто-то заблокировал председателя Национально­го собрания во Франции или тем более главу Палаты общин Великобритании в собствен­ном кабинете и не дает оттуда выйти почтенному человеку, сложно. Потому как такие фор­мы борьбы давно не применя­ются в европейских странах. А у нас можно, подумали лиде­ры оппозиции, а быть может, видео из мятежного Бангкока (королевство Таиланд, кстати) насмотрелись. И сидели в при­емной наши дорогие (во всех смыслах) избранники. Нельзя сказать, что Владимир Рыбак производит впечатление сла­бого человека, но так отно­ситься к немолодому человеку попросту некрасиво, хотя бы из уважения к старшим. Но оп­позиция выбрала именно этот путь. Заблокировали и кабинет первого зама Рыбака Игоря Калетника. Но тот оказался по­моложе - и вышел из окна сво­его кабинета (вдумайтесь, где еще такое возможно!), приме­нив альпинистскую страховку и пройдя через чердак Вер­ховной Рады. В итоге страна получила бюджет, а также был утвержден ряд законов, кото­рые можно трактовать очень широко. Но ясно одно: парла­мент смог вступить в нормаль­ное рабочее русло. И люди увидели, что есть те, кто хочет работать, а есть те, кто может только говорить.

Так чего же добивалась оппо­зиция? И, быть может, приня­тие бюджета вовсе не входило в ее планы? А что, конца света не произошло бы: все выплаты все равно финансировались бы из расчета 1/12 от бюдже­та прошлого года. Да, это так, никто бы пенсий и зарплаты не остался бы. Но вот санитарка в больнице как получала 1233 грн. оклада, так и продолжала бы это делать, а теперь, когда бюджет у страны есть, будет получать 1316, и в течение го­да эта цифра еще увеличится. Не забудем мы и об учителях разных категорий, которые могли бы так и оставаться при своих 1474, 1551 и 1678 грив­нах оклада вместо 1739, 1829 и 1980 соответственно, зало­женных теперь в бюджете. Или врачи, которые также могли бы довольствоваться 1934 (те­рапевты) и 2062 грн. (хирурги) гривнами вместо 2281 и 2432, оговоренных в бюджете 2014 года. Аналогично и с препода­вателями вузов и учеными, пен­сионерами и студентами, мо­лодыми матерями и многодет­ными семьями. Не был ли срыв рассмотрения бюджета целью для оппозиции, чтобы сказать: вот видите, власть неспособна ничего сделать, вы получаете меньше, потому что виновата власть? Да, украинцам живется нелегко, но разбираться в по­литике от этого им не легче, а потому откровенный популизм и ложь вполне могли бы упасть в благодатную почву.

ДЫМИЛАСЬ, ПАДАЯ, РАКЕТА

Крещенскими в Киеве ока­зались не только морозы, но и протесты. Очередное народное вече 19 января должно было «пролить свет» на новую тактику оппозиции. В ответ на принятые Верховной Радой законы (повто­римся, в немалой части соответ­ствующие европейским нормам права) на Майдане стали гото­вится к созданию параллельных органов власти: созывать некую Народную раду и требовать до­срочных президентских выбо­ров. В итоге случилось то, чего долго ждали все и что было оче-видно для тех, кто наблюдает за украинской политикой.

Майдан, чего уж греха та­ить, объединяет самые разные группировки. И наиболее ра­дикальные из них решили по­казать свою силу политикам и истинное лицо всей стране. Вожди-то думали, что все кон­тролируют. А оказалось, есть те, кто может окатить чемпиона мира по боксу из огнетушите­ля. В итоге десятки раненых с обеих сторон, сгоревшие авто­бусы. Да, все кто хотел и мог, открестились. Но чего еще ждали лидеры оппозиции после призывов создать параллель-ные органы власти (что само по себе уже есть нарушение за­кона)? Разве не понимали они, что радикалы могут трактовать этот призыв буквально? Что они и сделали, фактически по­казав реальную сущность про­исходящего: жажду власти и неумение управлять собствен­ными эмоциями и желаниями. Впрочем, оправдание лидеры оппозиции могут найти себе и сейчас: а что, посмотрите на европейские столицы, там та­кие столкновения не редкость. Что ж, тем, кому нужна только власть, действительно мало ин­тересно, кто из пострадавших и какое время будет лечиться, да и кто компенсирует недели, если не месяцы в палатах (ведь есть раненые с оторванной ки­стью руки, разорванной ногой, черепно-мозговыми травмами).

То, что начиналось как граж­данский протест, стало сегодня опасным и неуправляемым. Бо­лее того, даже после пролития крови в центре столицы и мас­совых столкновений Яценюк и Кличко продолжают говорить языком ультиматумов и факти­чески все еще не поняли, что они больше не могут говорить не только от имени украинцев, но даже от имени Майдана. Этот раскол - приговор тем по­литикам, кто вовремя не смог сделать два шага назад и по­смотреть не только на Майдан, но на самих себя со стороны. Те, кто очень долго пытался вы­дать себя за европейцев (при­чем как в Украине, так и за ее пределами, в общении с авто­ритетными людьми, говоря яко­бы от имени сотен тысяч сто­ронников), оказались обыкно­венными закомплесованными политиканами, для которых мир и порядок в столице государ­ства - пустой звук. Что ж, исто­рия расставит всех по местам. Но вот чье-то место будет дей­ствительно позорным.

«Контролировать толпу не может ни один из оппозиционной тройки»

Владимир ДЖАРАЛЛА, политолог:

- По Интернету видно, что именно к беспо­рядкам готовились, переписываясь друг с дру­гом, те, кого потом стали называть радикалами. Сейчас они - движущая сила, которая никому не подчиняется. С этими маргиналами невозможно вести переговоры, ведь их единственная цель - агрессия. Лидеры оппозиции уже не имеют вли­яния на процесс: с самого начала все, что ор­ганизовывалось ими, выглядело полумертвым, с самого начала участники Майдана не хотели,чтобы лидеры оппозиции представляли их ин­тересы. Кроме того, ни один из этой тройки не способен контролировать толпу. Хорошо видно, что оппозиционеры с удовольствием сели бы за стол переговоров с властью (как и сама власть хотела бы их видеть за таким столом), но про­блема в том, что свой главный козырь - массо­вое недовольство людей - они уже не контро­лируют. При дальнейшей раскачке ситуации вполне зримой становится перспектива граж­данской войны...

Там каждый наговорил и наделал на десять лет тюрьмы»

Олег ПАРАСКИВ, народный депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов:

- Сегодня оппозиция говорит: «Это не мы», «Наша хата с краю - ничего не знаем». Но это однозначно переворот, за который они должны ответить. Каждый из них наговорил и наделал на десять лет тюрьмы, и, я думаю, не один депу­тат из нашей фракции скажет вам по-другому. Рубеж, который ни в коем случае нельзя пере­ходить, вчера был перейден. Вчера были пока­лечены семьдесят милиционеров, которые про­сто стояли и защищались, даже не атаковали. Я ночью разговаривал с бойцами «Беркута» из оцепления - не представляете, на что они го­товы, дай им команду. Я бы, будь у меня такаяответственность и полномочия, такую команду уже дал - можете так и написать. Паритетным был закон, который мы приняли с поправкой Кивалова, по поводу реабилитации одной и вто­рой стороны. И это было адекватно. Скажем так: было недоразумение обеих сторон конфлик­та, поэтому должны были быть помилованы и бойцы «Беркута», и те, кто не до конца прошел путь экстремизма. Но сегодня уже совершенно другая ситуация. Здесь помилованием даже не пахнет. А когда я услышал, как в комментариях молодой человек заявляет, что боец «Беркута» был взят в заложники с тем, чтобы поменять его на их сподвижников... Ребята - десять лет, будьте так любезны!

фото Светланы Борисовской

на фото:  20 января, площадь им. Ленина в Симферополе. Около трех десятков противников Евромайдана провели митинг против действий экс­тремистов в Киеве 19 января. Напротив них свою акцию проводили сторонники оппозиции. Митинг противников Евромайдана сопро­вождался соответствующими плакатами и скандированием по адресу оппонентов «Руки прочь от Крыма!», «Долой Майдан!», «Позор!».