В районе Макензиевых гор сводная группа поисковиков из Севастополя и Саратова обнаружила останки более десяти советских бойцов, которые с декабря 1941-го оставались на поле боя, присыпанные грунтом после разрыва мин и артснарядов. «Это не захоронение, а место боя — мы его обнаружили и только начали раскопки. Сколько всего здесь наших бойцов, установим позже», — рассказали «Сегодня» участники поисковой экспедиции «Вахта памяти».
К слову, впервые за 22 года существования в Севастополе объединения поисковых отрядов «Долг» из-за волокиты чиновников экспедиция оказалась под угрозой срыва — старт «Вахты памяти» задержали на три месяца. Поисковики до сих пор не получили официального разрешения на подъем и перезахоронение останков защитников города-героя, работают под устное одобрение мэра Владимира Яцубы, взявшего на себя ответственность. Поисковики также уже обнаружили останки 54 человек из 79-й бригады морской пехоты. Захоронение нашел севастополец Андрей Могила — в тех местах бывает часто, живет рядом. Он и обратил внимание на группу ям с просевшим грунтом у самой автодороги на Симферополь. И первые кости среди жухлой травы увидел. Едва ли можно назвать эту воронку братской могилой. Но для других защитников города и такой воронки не нашлось. Скорее всего, сразу после боя всех погибших снесли в одну траншею или воронку и слегка присыпали мерзлой землей со снегом. Только оружие собрали. А содержимое карманов и личные вещи оставили погибшим.
По шевронам на рукавах удалось среди останков обнаружить лейтенанта, младшего лейтенанта, мичмана, старшего краснофлотца, старшину второй статьи. Три черепа принадлежали женщинам. Найден женский берет морпеха. Удалось обнаружить два медальона — с ними сейчас работают криминалисты, и пока еще нет результатов экспертизы. Захоронение найденных останков планируется на мемориальном кладбище в поселке Дергачи 30 октября — к годовщине начала обороны города. До этого времени «Долг» продолжит работы на Мекензиевых горах.
«Укрыться было негде»
По словам командира поискового отряда «Память» Александра Запорожко, досконально знающего все эпизоды обороны Севастополя, 79-я бригада морской пехоты 20 декабря 1941 года погрузилась на корабли в Новороссийске, а уже на следующий день все три батальона ночевали в поле на Мекензиевых горах: «Вот второй батальон и понес тогда огромные потери. Поле голое. Ни одного окопчика. Укрыться им негде было. Так они всю ночь и пролежали на снегу. А 22 декабря остатки батальонов пошли выбивать немцев с позиций. Бои больше напоминали психические атаки. Пехота шла на «ура!» — шинели были сброшены.
Моряки атаковали в бушлатах — их было до 40% всего личного состава. Поисковикам на местах боев практически не попадались остатки шинелей, а бушлатов — много... От высоты 192 до полустанка Мекензиевых гор справа располагался первый батальон. Дальше до дороги — второй и за дорогой — третий. Командного состава практически не было: курсанты первого курса училища были командирами отделений. Курсанты второго курса командовали взводами. Курсантам третьего курса присваивали звание младшего лейтенанта. Мы обнаружили санитарное, спешное захоронение. Большинство погибло под минометным и артобстрелом. Пулевых ранений нет. Взрывом сплющены каски, раздроблены костяки».