Каждый год кинематограф, историки и политики преподносят все новые и новые поводы вспомнить о Великой войне. И становится ясно – сама Победа и ее образ – это две большие разницы, не научившись различать которые мы так и продолжим воевать, но уже – друг с другом.
Вопрос, кстати, не праздный. С 1945 года само понятие и понимание этого события в истории нашего народа значительно изменилось. Один факт – до 1965 года День Победы отмечали без выходного и весьма скромно. Есть распространенное мнение, что Сталин не хотел лишний раз поминать Победу, так как слава досталась ему «по касательной», а если рассуждать рационально, то первые двадцать лет стране явно было не до праздников, восстанавливать нужно было тысячи и тысячи объектов.
В 90-е стало модно рассуждать над тем, кто и у кого победу «украл»: Сталин у народа, КПСС у страны и прочее. Но от этого само качество Победы 45-го не менялось – она также оставалась «одной на всех», цену которой знали только те, кто реально побывал в окопе и ходил в атаку.
Всей правды мы действительно еще не знаем: архивы хранят множество документов, до сих скрытых от исследователей, а значит, почему-то невыгодных для опубликования.
И стремление узнать всю правду о войне – это не стремление оперировать какими-то не совсем приятно пахнущими сенсациями. Скорее, это долг поколений: наконец-то расставить все по местам и сказать обо всем честно, прежде всего для самих себя. Как ни крути – цель благородная. Но вот осуществляют ее с завидным лукавством.
Конечно, важнейшим из всех искусств в этом отношении для нас остается кино. Количество кинопродукции о Великой Отечественной сейчас занимает в российском теле и кинопрокате одно из ведущих мест. Но если вспомнить шедевры советской эпохи, пронизанные, несмотря ни на какую партийную цензуру духом высокого искусства и реальной «окопной правды», – «Баллада о солдате», «Белорусский вокзал», «Летят журавли», то, конечно, за современные картины становится неловко. Но – у каждого времени свои песни. Есть ведь и сегодня удачи, признанные всеми – и критикой, и зрителем, и – самое важное – ветеранами. К ним можно отнести «В августе 44-го», «Звезду», сериал «Штрафбат». Все эти фильмы не открыли, с одной стороны ничего нового, но с другой – сохранили образ солдата-победителя, сумели рассказать о жестоких реалиях по-человечески, а главное – деликатно и по возможности правдиво. Но случается и другое. Когда современность берет верх над историей, а главное – сеет далеко не добрые зерна.
Например, фильмы «Мы из будущего» и «Мы из будущего-2». Главный прием обеих лент – перенос во времени – в современном кинематографе хорошо разработан: группа молодых ребят, проводивших «черные» раскопки на местах захоронений Великой Отечественной, путем какой-то фантастической манипуляции оказывается в гуще событий военных лет, на передовой. В итоге юношам приходится очень многое понять и переосмыслить, а одному их них, скинхеду, – стереть нацистскую наколку с плеча. Ну, и в общем, стоит ждать от этих парней однозначной и похвальной антифашистской деятельности. И сам фильм в принципе оставляет реально очень правильные впечатления: и пусть его герои красивы по-голливудски, а в их глазах слишком уж много секса: все показано как бы правильно, с определенным тактом. Но вот стоит посмотреть вторую часть фильма – ту, которая с приставкой 2 – и все рассыплется.
События второй части перенесены в Западную Украину, а красной нитью сюжета стала борьба с украинским националистическим подпольем. И ясное дело: все украинские националисты показаны маньяками, а действие развивается таким образом, что война продолжается, только враг теперь говорит на украинском языке.
И вот тут происходит опасная подмена. Стоит сказать, что «Мы из будущего-2» были сняты в годы президентства Виктора Ющенко. И конечно, этот продукт российского кинематографа был этаким киноответом на украинскую политику в области истории в тот момент. Но президенты уходят, а вот фильм останется. И его будут смотреть молодые. Что же останется в головах после таких просмотров, особенно если учесть, что преподавание истории в школах сейчас зависит исключительно от совести и профессионализма каждого конкретного учителя? Посредством таких фильмов о войне кто-то пытается провести в сознание молодого поколения свое однозначное понимание истории, не принимая во внимание, что зачастую многие ее эпизоды были неоднозначными. Украинские кинодеятели в долгу не остались: уже все спокойно проглотили появление «Залізної сотні», ничуть не менее политизированной, чем приведенный выше российский пример.
В итоге все мы, реальные наследники Победы, живущие в разных странах, снова оказываемся если не врагами, то разъединенными и снова – по разные линии фронта. Пусть не реального, а фронта мыслей, идей и памяти. И если на экранах кинотеатров снова будут появляться «Матчи», «Белые гвардии» (война другая – Гражданская, но содержание вышло то же), во Львове будут угрожать ветеранам, а какие-то райсоветы – разрешать сносить памятники победителям, то войну можно считать продолжающейся. И воевать продолжаем теперь уже мы – внуки и правнуки победителей.