...Построил независимым дом

«редакция» побывала в гостях у крымчанина, чей дом собирает воду и отапливает сам себя. а вырабатывать электричество и греть воду здесь будет солнце

Профессор НАПКСа Александр Дво­рецкий не только учит студентов стро­ить по-новому, но и сам построил себе энергоэффективный дом, в котором разве что газ не добывает. С виду и не скажешь, что расположенный в селе Заречном под Симферополем дом «с секретом». Только человек, знакомый с энергоэффективным строитель­ством, сразу определит: архитектура здания работает на то, чтобы сэконо­мить от 40 до 60% (!) энергии, расходу­емой на отопление и охлаждение. Обычный дом на отопление затра­чивает 150-200 киловатт энергии на квадратный метр в год, дом профес­сора - 80 киловатт.

БИОГРАФИЯ ДОМА

Александр Дворецкий, профессор, доктор технических наук, зав. кафе­дрой геометрического и компьютер­ного моделирования НАПКС, расска­зывает, что построил дом вместе с сыном в 1990-е, когда денег на на­емных рабочих у них не было. Строи­ли «по-умному», применяя различныенаучные хитрости, которые теперь по­могают профессору значительно эко­номить на услугах ЖКХ.

Хитрости эти не наносят вреда при­роде - это один из принципов энер­гоэффективного строительства. И во­обще, чем экологичнее дом, тем луч­ше. У Александра Тимофеевича тоже так: никаких стеклопластиковых окон - только хорошо подогнанные дере­вянные рамы, чтобы не терять тепло, деревянные же полы, бумажные обои, стены из натурального камня-раку­шечника.

- Лучше этого стройматериала я не знаю. Все новые ему в подметки не годятся. Он не только экологичен, но и обладает отличными теплоизоляци­онными качествами, - говорит хозяин дома.

Вид из окон тоже «экологичный»: с севера-востока до северо-запада про­сматриваются Красные пещеры, гора Тас-Тау, пещера Эмине-Баир-Хосар и Мраморные пещеры, северные скло­ны Демерджи, тропа по Лысой горе, Чатырдаг, долина и дорога на Сим­ферополь. Да что там говорить! Да­же звонок на мобильном телефоне у профессора «экологически чистый» - трель соловья.

Так в чем же хитрость «умного» дома?

ЗАЛОГ ТЕПЛОГО ЖИЛЬЯ - ЕГО АРХИТЕКТУРА

Дом отапливается всего три самых холодных месяца в году - декабрь, январь и февраль. А как же ноябрь, март и почти всегда прохладный апрель, спросите вы? А никак, в до­ме и так тепло, его конструкция по­зволяет отапливать помещения... солнцем.

- У меня окон на севере практиче­ски нет, всего несколько маленьких, чтобы осветить подсобные помеще­ния. А вот дом напротив, где все ок-на выходят на север, - показывает профессор соседский особняк, - не будет энергетически эффективным. У нас ветры тут обычно северо-вос­точные, по большому счету, этот дом не согреешь.

В северной части дома нет жилых помещений, только буферные, неот­апливаемые - это винтовая лестница на второй этаж. А на северо-западе - нежилая веранда. Эти помещения защищают зимой от уличной темпе­ратуры жилые.

А вот с южной стороны окон, или, по-умному, светопрозрачных кон­струкций, аж пять: одно большое на мансардном этаже и четыре на первом. Есть еще по окну с востока и запада.

- Солнце в тече­ние дня перемеща­ется вокруг той ча­сти дома, где боль­ше окон, что обо­гревает нго, - объ­ясняет Александр Дворецкий.

Есть еще один не­маловажный секрет - это помещение оранжерейного ти­па (стеклянная при­стройка, примыкаю­щая к дому) тоже с южной стороны, которое улавливает тепловую энергию солнца. В зимние солнечные дни температура здесь достигает 30 градусов и выше. И что дальше с этим теплым воздухом де­лать?

- Нагретый воздух или самотеком, или принудительно с помощью вен­тиляторов закачивается в жилые по­мещения через воздуховоды, и он циркулирует через жилые помещения, - объясняет Александр Дворецкий.

С неверием смотрю, как профес­сор крутит какое-то колесико на сте­не и запускает свою систему отопле­ния, слышится легкий гул - зарабо­тали вентиляторы в цоколе. Получа­ется, через одну решетку (в полу) из помещения высасывается холодный воздух, а через другую (в северной части комнаты) выходит теплый.

Когда очень холодно, семья Дво­рецких, конечно, включает котел на угле и дровах. Но в принципе дом греет себя сам. Из-за этого на профессора даже обижаются соседи: он не хочет проводить газ, а значит, не входит в долю на подключение к го­лубому топливу.

А когда с северной части дома вы­растет живая изгородь из 48 туй, она будет защищать жилище от холод­ного северного ветра. Правда, туйки от воровитых прохожих и голодных коз иногда приходится защищать чуть ли не с ружьем.

ВОДА С НЕБА И ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

 - Я ни капли воды не покупаю, у меня автономное водоснабжение, - рассказывает Александр Тимофе­евич, проводя экскурсию по участку. - Собираю до­ждевую воду, пользуюсь водой из колодца, а пьем родниковую.

Действительно, первое, что бросилось в глаза, - черный металлический бак на 4,5 куба, к которо­му подведены водосточные трубы с разных сторон крыши. Часть воды из него используется для душа («Вода же дождевая. Что от нее станется?» - пожав плечами, ответил на мой скепсис профессор), часть сбрасывается в бассейн на 12 кубов, оборудован­ный на участке. Эта вода используется для полива.

С водой здесь проблема, бывает, что выше по поселку в колодцах и скважинах воды нет, люди по­купают с водовозок, - рассказывает Александр Ти­мофеевич. - А у меня всегда есть вода и колодец есть.

Колодец у Дворецких знатный, отделанный снару­жи натуральным камнем, изнутри - бетоном. 14-ме­тровый вертикальный тоннель профессор вырыл опять-таки вместе с сыном. Оставшиеся от работ «отходы» - осколки скальной породы - тоже пустили в дело: построили декоративную подпорную стену, которая легко превращается в скамьи, если поло­жить на нее доски.

Вода из колодца тоже идет на хозяйственные нуж­ды и гигиенические процедуры.

Пьют же Дворецкие (Александр Тимофеевич живет здесь с женой, дети и внуки приезжают на выходные) воду исключительно родниковую. Про­фессор набирает ее в источниках в Верхнесадо­вом, в Ивановке, в Красных пещерах. Был такой и в Перевальном, но его кто-то огородил, и никого уже не подпускают.

ГОРЯЧАЯ ВОДА ИЗ... ЗЕРКАЛА

Это уже из области фантастики. Когда смотришь на пока не достро­енную установку для нагрева воды с помощью солнца и зеркал, кажет­ся, находишься на другой планете, а не в крымском селе.

- Это солнечный концентратор. Установка полностью оригиналь­ная, - рассказывает профессор. Раньше тут стояла маленькая экспериментальная, она себя хо­рошо показала. Сейчас большая 9 квадратных метров площадь зеркала. Установка не закончена, но ско­ро будет греть воду в доме. Попы­таюсь просто объяснить принцип ее работы. Зеркальный отражатель направляет солнечную энергию в специальный приемник - железную трубку со стеклянным кожухом, который в течение дня поворачи­вается за солнцем, за солнечным зайчиком.

- От этой трубки будут отведены шланги, по которым теплоноситель (антифриз), нагретый солнцем до 150 градусов, спускается в цоколь­ное помещение. Там у меня стоит бак на 200 литров, который и ак­кумулирует тепло (теплоноситель, нагревает холодную воду до 50 градусов. - Ред.). 200 литров го­рячей воды нам с женой хватит на два дня. То есть солнечная энергия нагревает теплоноситель, который в баке  - аккумуляторе нагревает во­ду, - поясняет профессор.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ОТ СОЛНЦА

Александр Дворецкий мечтает установить на дом фото­панели, которые будут преобразовывать солнечные лучи в электричество.

У меня уже есть две панели. Скорее всего, под арочным окном установлю или на крыше - еще не решил. Но там кроме панелей еще нужен аккумулятор, преобразователь, различная автоматика, это надо приобрести, - говорит хо­зяин дома.

Электричества от этих панелей будет немного - как под­страховка на случай отключения света в поселке. Чтобы полностью обеспечить электроэнергией дом, нужно от 25 до 50 таких панелей, или от 50 до 100 кв. метров. А это дорого.

Что касается «солнечного» дома, по словам Александра Дворецкого, его строительство обходится на 10-15% до­роже обычного, но окупается за 5-7 лет.

Если туда добавлять еще разные устройства - тепловой насос, фотопанели, тогда значительно дороже. Но хотя бы половину энергии получить за счет солнца, за счет архитек­туры, по идее, должен каждый, - говорит профессор. - В Германии множество «солнечных» домов, а у них макси­мальное количество солнечных часов в году - 1,5 тысячи, у нас - 2,5. У них строят такие дома, а у нас нет. Нам бог велел «солнечные» дома строить.

Татьяна Дудко

Фото автора

на фото: Александр Дворецкий на лужайке перед домом. Ухаживать за ней - любимое занятие профессора. Сюда уходит зна­чительная часть собранной воды. Соседи не понимают, почему две сотки земли не используют под картошку, а играют там в бадминтон, волейбол, городки, выбивного.