Вчера группа крымских татар вернулась из Мекки, где совершался хадж – паломничество по мусульманским святыням. Поездка стоила 3800 долларов, каждый паломник прошел больше тридцати километров.
Этой осенью в Мекку (Саудовская Аравия) отправились 86 крымских татар, а всего за годы независимости Украины их побывало там более тысячи. Сделать хотя бы раз в жизни хадж: напиться из священного источника Зам-Зам, семь раз обойти дом Всевышнего – Каабу, и помолиться на горе Арафат – священная обязанность каждого мусульманина. «редакция» расспросила крымских паломников о том, какие места они посетили и что благодаря этому обрели.
В переводе с арабского хадж означает «стремление к прославленному». Традиция совершать его, по словам заместителя председателя Духовного управления мусульман Крыма Ризы Ганиева, появилась, когда Мухаммед стал пророком: в 610 году от рождения Исы (Иисуса). В средние века в Мекку шли пешком, ехали на лошадях и верблюдах, покидали свои дома на год, а вернувшись, надевали зеленую чалму и назывались отныне хаджи.
– Шестнадцатого октября 2012 года паломники из Крыма, конечно, не седлали лошадей и не складывали в мешки сушеные финики, – говорит хаджи-Риза. – К их услугам самолет и автобус с кондиционером, отели и палаточный городок.
– Риза-ага, а не усматривают ли в этом блюстители веры некое послабление для паломников?
– Может, кто-то и усмотрит, но одни трудности ушли, а другие появились. Например, раньше мы летели из Симферополя до Стамбула и там пересаживались на самолет в Саудовскую Аравию, а в этом году пришлось ехать до Киева на автобусе, потому что турфирма устроила чартер Киев-Медина. Кроме того, крымские татары – люди очень домашние, и для них покинуть семью на целых две недели, даже ради спасения души, непросто. А еще надо собрать деньги, пройти этот путь и выстоять в сорокаградусную жару в многомиллионной толпе. В этом современный хадж похож на те, что совершали наши предки сотни лет назад.
– Паломником может стать любой мусульманин? Сколько лет нынешним паломникам?
– Хадж разрешено совершать всем исповедующим ислам мужчинам с 15 лет и женщинам с 12 лет, то есть с момента полового созревания.
– Неужели и дети в Мекку ездят?
Из Крыма пока нет, у нас средний возраст паломника – 35-40 лет. Бизнесмены, учителя, врачи, пенсионеры, фермеры. Младшему из поехавших – 28 лет, старшему – 85. Внуки, дети скинулись, он что-то из пенсии добавил...
– Поездка дорогая?
– Стоит двухнедельный хадж в этом году 3800 долларов, на три сотни дороже, чем в прошлом. За эти деньги: виза, перелет, проживание в Медине и Мекке. Питание – за свои средства. Совершить паломничество может только обеспеченный человек.
– А взять на поездку деньги в кредит разве нельзя?
– Нельзя. Если у тебя денег на хадж нет, ты совершать его не должен. Нельзя поехать в Мекку, оставив свою семью в долгах и бедственном положении. Кто-то может оплатить поездку за тебя, но тогда, считается, ты поделишься с этим человеком обретенной благодатью. Так что лучше самому деньги собрать.
– Из 86 паломников треть – женщины. Их теперь тоже называют хаджи?
– Вообще, да, но как-то не принято. Разве что в женскому кругу. В исламе имена женщин вообще редко упоминаются, это не приветствуется, рекламировать свою жену. Ее могут, например, называть по имени первого рожденного ею ребенка, например «мать Энвера», или «мать моих детей». У нас место женщины – позади мужчины. Но это не значит, что она рабыня и на ней надо ездить. В некоторых странах перегибают с этим: муж все на женщину сгрузит, а сам идет в белых носочках, и дела ему нет, каково ей.
Ряды хаджей в Крыму стали пополняться не сразу после того, как крымские татары вернулись из депортации. В начале девяностых на это не было денег, а в Украине не было консульства, чтобы открыть визу. В 1999 году король Саудовской Аравии впервые прислал за крымчанами свой самолет, оплатив поездку. Затем в Киеве открылось консульство, люди потихоньку возвращаются к традициям предков. В Духовном управлении мусульман Крыма
говорят: это процесс происходит медленно, но уверенно, каждый год группа паломников на 10-15 человек больше.
Справочная «Газеты»
Хадж-2012: как это происходило в 2012 году
18 октября – умре (посещение). Это экскурсия по святым местам, предшествующая хаджу. Три дня в Медине (город в 450 км от Мекки) мусульмане читали молитву на могиле пророка Мухаммеда и посещали мечети.
21 октября – переезд в Мекку. На границе города, где места настолько священные, что там нельзя даже сорвать травинку, автобус с паломниками остановился. Мужчины переоделись в ритуальную одежду – кусок белой ткани на бедра и кусок – на плечи. Женщины сняли макияж и маникюр и надели на голову белые платки.
Прибыв в Мекку, паломники первым делом пошли к Каабе – это сложенное из камня здание в форме куба, в одном из углов которого есть круглый черный камень, по преданию, присланный из рая. Кааба – это дом Всевышнего, там хранятся вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду. Паломники обходят куб семь раз против часовой стрелки, каждый раз целуя черный камень. Это кружение вокруг Каабы называется таваф.
Закончив таваф, все устремились к стоящим рядом возвышенностям Сафа и Мерве. Их тоже следует обойти семь раз против часовой стрелки, но на это раз быстрым шагом. Обычай этот связан с легендой: у пророка Ибрагима (Авраама), жившего еще до Мухаммеда, Исы и Моисея, были жена Сара и наложница Хаджер. Наложница родила ему сына, а жена все никак не могла. Мучимая завистью, она потребовала от мужа, чтобы он избавился от наложницы. Ибрагим спросил у Высших сил, как ему поступить, и Аллах повелел ему оставить Хаджер с младенцем между гор Сафа и Мерве. Тот так и сделал. Когда ребенок проголодался, Хаджер стала бегать от одной горы к другой, высматривая, не идет ли какой-нибудь путник. Обежав горы семь раз, она увидела, что ее сын вырыл ямку и из нее бьет родник. Из него мать с ребенком напились, а вскоре Ибрагим забрал их домой – жена все-таки смирилась с обстоятельствами, а вскоре и сама забеременела.
В память о чуде с водой паломники, подобно Хаджер, быстро шагают вокруг гор, а затем пьют из источника – он сохранился до наших дней и называется Зем-Зем. На этом ритуале умре закончилось и начался хадж.
24 октября – арафа, первый и самый главный день хаджа. Получил название от горы Арафат (не путать с Араратом), на которой когда-то молился пророк Мухаммед и теперь ежегодно возносят молитвы его последователи. В 12 часов дня миллионы паломников собрались на Арафате и у ее подножия, и до шести вечера, пока не начался закат, стояли, вытянув руки в молитве. Ничего не ели и ни на что не отвлекались.
– Когда стоишь там, о многом задумываешься, – поясняет смысл Риза. – Это воспитание духа и репетиция судного дня: человек осознает, что в свое время он так же предстанет перед Всевышним и будет держать ответ, что сделал хорошего и плохого. Совершив хадж, мусульманин раскаивается в грехах и заново рождается, прощенным.
Встретив закат на Арафате, паломники ушли в долину Мина. Там жили три дня в палаточном городке, каждый день кидая камни в стену, символизирующую Шайтана. Многомиллионная толпа теснится вокруг стены, каждому надо бросить три раза по семь камней в знак того, что с большими, средними и мелкими грехами покончено. Ежегодно в давке гибнут люди, например, в 2006 году погибли 345 человек, в основном пожилых. Хотя в исламе есть поверье, что для мусульманина – это одна из лучших смертей, и некоторые старики за этим туда и едут.
25 октября. Паломники резали баранов, празднуя Курбан-байрам – день жертвоприношения. В память о том, что пророк Ибрагим был готов принести в жертву Аллаху своего сына и Аллах смилостивился, прислав на заклание животное, мусульмане режут барана, корову или верблюда. Мясо делят на три части: одну отдают нуждающимся, из другой готовят угощение для друзей, а третью оставляют себе. В Мине баран стоил 150 долларов, его резали по заказу и затем извещали, когда он был заколот и как роздан.
28 октября. Побив шайтанов, мусульмане совершили прощальный таваф вокруг Каабы и двух гор. После этого мужчины обрились наголо и все разъехались по домам.
Взгляд изнутри
«Там такая благодать, что ты не можешь не заплакать!»
Пенсионерка из Симферополя, 75-летняя Салиха Сейдаметова ездила в хадж в составе группы, которую пригласил король Саудовской Аравии.
– Это был такой подарок, словами не передать! – светится счастьем она. – Я за короля до сих пор молюсь, ведь поехать за свой счет я и мечтать не могла.
Когда на священную землю ступила, расплакалась. Слезы сами собой полились. А самые яркие воспоминания остались от Медины. Там в мечети пророка так тихо, после многомиллионной суеты это оглушает. Возле меня села молодая женщина в черном, положила руку на плечо и благословила. Почему именно меня, не знаю до сих пор.
Совершив хадж, Салиха-ханум выучила арабский, чтобы читать Коран.
Имам центральной мечети Кировского района, 35-летний Ислям Сулейманов не скрывает: когда увидел святые места, расплакался.
– Одно дело – увидеть, как все это происходит, по телевизору, и совсем другое – быть там, ощущать себя частью происходящего. Увидев Каабу, я не выдержал, слезы сами полились! Столько человек одновременно молится, ликует в месте, где когда-то проходил пророк Мухаммед. А еще потрясающее чувство я испытал в мечети пророка, это благоговение и удивление, ведь она огромна!
Вернувшись из хаджа, Ислям стал тщательнее соблюдать ислам и укрепился в вере. А еще дома его ждала радостная весть: у него родился третий сын.
На фото: гора Арафат, 24 октября 2012 года. Солнце близится к закату, а значит, священное стояние скоро закончится.
Валентина Воробьева
Фото Хассана Анмара