Анатолий Могилев: Крым уникален весь

Крым на подъеме. Одно за другим два рейтинговых агентства – IBI Rating и Standard&Poor's – сообщили о повышению Крыму рейтингов деловой привлекательности. Эксперты прогнозируют стабильность такой ситуации: инвестиционные позиции Крыма усилены консолидацией ветвей власти и развитием региональных программ, направленных на содействие ответственному бизнесу. Обо всем этом и о многом другом мы говорим с председателем Совета министров АР Крым Анатолием Могилевым.

– Анатолий Владимирович, вы с осени прошлого года возглавляете правительство Крыма. Что удалось за это время?
– Совмин несколько месяцев перед моим приходом жил ожиданием перемен, гадали, кто будет главным, а это у любого коллектива может вызвать расслабленность и раздробленность. Пришлось кого-то перемещать, кого-то смещать, но сейчас, я считаю, у нас сформирован коллектив, способный выполнять поставленные задачи. Бюджет будущего года нужно делать более направленным на решение главных проблем Крыма. Чтобы не распыляться, а гарантированно выполнить одну-две-три, но принципиально важные программы. Мы добились сдвигов в решении земельных вопросов, которые накапливались годами. Получение земельных актов, права на садовые участки, на паи. Показательно, что в этом году туристов больше, чем в прошлом. Наверное, интенсивная работа нашего Министерства курортов по пропаганде Крыма сказалась: туроператоры стали больше нас предлагать – и мы имеем на 10-12% туристов больше, чем в прошлом году.

– А что не удалось из запланированного?

– Знаете, хочется, чтобы быстрее утверждались проекты, открывалось финансирование, оживлялась экономика Крыма... Мы проводим много переговоров по привлечению инвестиций в Крым, и, увы, это объективно не быстрый процесс. С китайцами говорим, с англичанами, арабским миром... С китайцами, например, решается вопрос инвестирования в транспортную инфраструктуру Крыма. Это не только дорожное строительство. Это порты, аэропорты, тоннели...

– Не о новой ли трассе Симферополь – Ялта речь?
– И этот вариант прорабатывается. Если развивать Южный берег Крыма как элитный курорт, то по мировым меркам необходимо, чтобы от аэропорта до отеля дорога занимала максимум 40 минут. А пока через Алушту до Ялты ехать летом часа два.

– В бизнес-кругах ожидают изменений к законодательству, после которых Крым станет чуть ли не лидером по привлекательности для бизнеса среди регионов Украины. Можно об этом подробнее?

– Один закон уже принят в первом чтении, два других готовятся. Первый касается инвестпривлекательности Крыма. Второй законопроект – льготы, по особенностям налогообложения в Крыму инвестиционных проектов. Третий – о взаимодействии Совмина с центральными органами исполнительной власти. Не все там идет гладко. Знаете, если кому-то дается больше полномочий, то кто-то эти рычаги влияния теряет, не все готовы с этим согласиться. Как говорится, есть лобби, а есть антилобби...

– На чью конкретно помощь в этом рассчитываете?
– У Президента я часто бываю, нахожу у него понимание проблем Крыма. У Николая Яновича Азарова то же самое нахожу. Нормальные отношения практически со всеми министрами, вице-премьерами. Не могу кого-то выделить. Если я говорю о каком-то противодействии, то это уровень комитетов, исполнителей. Полномочия там теряются. Вообще, существуют некая позиция: мол, почему Крым – республика в унитарном государстве? У них и Верховная Рада своя, и Совет министров. Ну, и ревность, отсюда вытекающая.

– О каких конкретно льготах идет речь?

– Например, при ввозе оборудования и материалов для реализации инвестпроектов, если подобного не производят в Украине. А если что-то из этого можно делать в Крыму, то так и должно быть. У нас огромные территории, потенциал. Крым воспринимается многими как? ЮБК, пляж, море, отель, ресторан, ну, еще аттракцион. Но это лишь небольшая часть Крыма. Она, конечно, влияет на экономику, но не так уж сильно. Крым – это сельское хозяйство. Это плодородная земля, уникальный климат, позволяющий при современных агротехнологиях собирать два урожая в году. Вот именно это нам нужно развивать.

Кубань – Керчь – Одесса – Европа

– Говорят, что Дмитрий Фирташ собирается вкладывать не только в химическую промышленность, но и в сельское хозяйство Крыма и что ему для этого передадут землю военных совхозов. В Крыму будут теплицы, как в Тернопольской области?

– Я разговаривал с Дмитрием Васильевичем по этому вопросу, он, в принципе, готов вкладывать в эту отрасль. И речь шла не только о земле военных, но и о базе совхозов АПК. У нас десятки тысяч гектаров плодородной земли не используются вообще. Мы проведем инвентаризацию этих земель и будем искать инвесторов. чтобы мы на следующий год посеяли там озимые.

– Какой из инвестиционных проектов вам кажется привлекательней всего?
– Постройка перехода через Керченский пролив.

– Об этом говорят давно, и всякий раз до дела не доходит...

– Об этом шла речь на встрече президентов Януковича и Путина. Договорились о создании совместной проектной группы, российская сторона уже выделила первый транш – 500 млн. рублей. Если мы мост построим, это поднимет экономику всего восточного Крыма. Мост, естественно, потребует развития инфрастуктуры, железнодорожных путей, автомобильных дорог. Водовод нужен, линии электропередач нужны. Поэтому этот проект очень выгоден, Всем. Ведь весь юг России получает через Керчь, Крым, Одессу кратчайший путь в Европу.

– В связи с этим нет ощущения, что вы несколько поторопились с продажей Багеровского аэродрома?
– Абсолютно нет. Все это уж точно шум вокруг ничего. В 30 километрах от Багеровского аэродрома есть действующий аэропорт Керчи. Что громадный «Боинг» из Багерово уже не вздетит, это однозначно. У нас для этого есть Симферопольский аэропорт. Там полоса такая же, тоже рассчитанная на прием «Буранов». А в Багерово полоса не использовалась уже десятки лет, она уже не пригодна.

– А то, что за 13 миллионов продали, не продешевили? Одни плиты, если продать по цене, которую новый хозяин уже выставил в Интернете, больше 50 млн. выходит...
– Если я дал объявление, что продаю «Жигули» за миллион долларов, это не значит, что я уже продал. А вы посчитали, чтобы плиты продать, нужно кран туда пригнать, а потом хранить где-то эту плиту, а потом ее купят – и надо куда-то плиту поставить...

– Самовывоз там написано.
– А дорога туда нужна для самовывоза? Вот мы рядышком с Багеровом у озера Чакрак продали право аренды земли на 25 лет за 7,5 миллиона гривен. А начальная цена на торгах была 750 тысяч. Вдесятеро дороже продали! А нам сразу: почему отдали по такой цене 65 гектаров? Вот давайте рассуждать здраво. Мы в бюджет Крыма сразу кладем 7,5 миллиона гривен. Мы каждый год будем получать арендную плату за нее. Мы даже не землю продали, а право аренды. Инвестор построит инфраструктуру, а любая инфраструктура – она чего требует? Значит, рабочие места будут. Это хорошо в депрессивном регионе, где работы не хватает, где люди с коровы кормятся? Что плохого сделали?


«Я не хочу делить крымчан по национальному признаку»

– Вам недавно журналисты задали вопрос о том, что социальная карта крымчанина – это ваша личная идея. Вы от ответа ушли. Почему?
– Пускай это будет коллективная идея всего нашего Совета министров АР Крым.

– Я хотел спросить, как поощрять работу управленца, связанную с генерацией идей?
– Поощрять, конечно, надо. Но любой чиновник соответствующего уровня обязан генерировать идеи, если перестал это делать – ему надо с этого места уходить, он исчерпал свои возможности, работает по-накатанному. У нас время наступило такое, что позитивный имидж власти сохраняется, если людям становится лучше жить... А проект социальной карты хорош тем, что он в принципе не затратный для бюджета. Мы потратили всего полмиллиона гривен на изготовление этих карт – около 500 тысяч. А дальше просто подтянули социально ответственный бизнес.

– Как профессионал, оцените работу крымской милиции.
– Вот пишут, будто Симферополь, Крым занимают по преступности худшие места... Но как считается преступность? Это число преступлений на 10 тыс. населения. В Крыму проживает чуть меньше двух миллионов человек, а приезжают к нам в год минимум шесть миллионов. То есть в среднем плюс полмиллиона в месяц. Выходит, что в Крыму постоянно находится где-то на 20 % больше людей, чем по этой статистике, а число правонарушений мы делим-то на наши два миллиона...

– В Киеве приблизительно та же ситуация. Только «понаехавших» не 20%, а 40...
– Абсолютно правильно. Но только в Киеве это учитывают, там насыщенность милицией раза в два выше, чем в Крыму. Так что наша милиция в целом выглядит неплохо.

– Китайский миллиард – это хорошо, конечно, но как обстоят дела с местным инвестором, крымским? Кто эти люди?
– Например, есть фирма «Скворцово», производящая мясопродукты. Они строят большой свинокомплекс. громадное плодохранилище, завод по калибровке семенного материала. Примет Верховная Рада законы, о которых мы говорили, – местные инвесторы будут больше заинтересованы: они смогут привлекать иностранных партнеров, чтобы, например, оборудование завозить по таможенной льготе. Это ведь грех, что у нас в Крыму в супермаркете зелень, фрукты чьи? Турция, Испания, Италия, Египет.... Яблоки марокканские! Крым не может выращивать яблоки у себя?

– Многие с детства помнят крымские яблочки к Новому году, в ящиках, пересыпанные древесной стружкой, такие продолговатые, с особым запахом...

– Да, кандиль. Куда они делись? Возрождать надо сады. А орехи крымские? Что, орехи не можем выращивать в Крыму?

– Ну, слава крымских садов татарами в основном создана. До депортации. Как ваши отношения с крымскими татарами, наладились? Говорят, вы чуть ли не в первый свой день на этом посту с Джемилевым встретились?

– Я не хочу делить крымчан по национальному признаку. Помнить о депортации 1944 года надо, конечно. Надо чтить память ее жертв. Но в Крыму живут крымчане. Нам необходимо находить взаимопонимание со всеми крымчанами на полуострове, нельзя льготы давать одним и отказывать другим. Мустафа Джемилев – лидер большой группы крымчан, поэтому, естественно, я поддерживаю с ним ровные контакты.

– «Горячая линия» помогает вам?
– Без сомнения. Я, знаете, иногда, когда окошко в работе появляется, прошу переключить на меня звонки, то есть сам слушаю людей, получаю срез проблем общества. Где-то треть обращений – это проблемы, которые решаются в течении дня, двух, трех. Это когда люди страдают из-за равнодушия чиновников. Еще процентов 20-30 – это то, что не решается в принципе: типа выделите мне квартиру, отремонтируйте частный дом, выделите мне автомобиль... Ну что тут скажешь... Нету денег в бюджете на это, а если есть – существует очередь. И где-то треть звонков на «горячую линию» – это то, что требует длительного рассмотрения, длительной работы: ремонт улицы, газификация...

«Как я могу не проработав и года, сбежать в парламент?»

– В чем больше всего проявляется специфика Крыма?

– Мы уже говорили: отдыхающие – это неучтенное население, дополнительная нагрузка на инфраструктуру – транспортную, медицинскую, торговую. А еще – на воду, канализацию, газ... Поэтому на Крым нужно всего выделять больше процентов на 20-25.

– Вы пришли в этот кабинет после на смену покойному Василию Джарты. Он был жестким руководителем. Как наличие такого предшественника сказалось на вашей работе?

– Я с Василием Георгиевичем был знаком не один десяток лет, мы долго работали вместе, и я знаю, что стиль его руководства был особенным. Но я знаю и большую часть команды, которая пришла с Василием Георгиевичем. Поэтому каких-либо проблем при вступлении в эту должность я не испытываю и не испытал.

– То есть можно сказать, что ныне в Крыму работает команда Джарты – Могилева?
– Можно так сказать. Я себя не отделяю от Василия Георгиевича, от команды людей, которых знаю много лет. Бурлакова давно знаю, Семичастную. Проблем у меня с ними никаких нет. Естественно, я что-то подкорректировал под свой стиль, но главное – мы выполняем задачи, которые ставил и ставит Президент.

– Вы задолго до выборов заявили, что не будете баллотироваться в Верховную Раду Украины. Скажем так: редкостный для наших политических реалий шаг. Но вы все-таки глава республиканской организации Партии регионов, как это сочетается?
– Я намного больше пользы принесу и для парторганизации, находясь на этом посту, чем в качестве народного депутата.

– Это ваше собственное решение?
– Это мое собственное решение.

– Или посоветовали из Киева?
– Нет, мое. Во первых, Президент мне доверил этот пост, Верховная Рада Крыма утвердила. Как я могу, не проработав и года, сбежать в парламент?

– Вы в семье военного выросли. И это особые семьи, с особым микроклиматом. Как повлияло на вас детство?

– Отец, Царство ему Небесное, был офицером, он понимал, что такое жесткое соблюдение правил. И мне прививал это. Родили меня на Камчатке. Потом отца перевели в Закарпатье, оттуда уже переехали в Донбасс. Отец служил в авиации, летал. Попал под хрущевское сокращение армии в конце 50-х, и травма у него была: спрыгивал с плоскости самолета – повредил колено.

Говорят, что вы практически все можете своими руками отремонтировать, это правда?

– (Смеется) Ну как все? Компьютер не отремонтирую точно.

– А ходовую автомобиля?
– Запросто! Отец научил. Я еще студентом был – мотоцикл сам разбирал-собирал, потом появилась машина первая... А это ж 80-е годы, когда станция ТО как элитный клуб была, куда не попасть. Так что двигатель «жигуля» или «москвича» разберу легко. И соберу. За современные автомобили не возьмусь, они специнструмента требуют. Ключей специальных, чтобы утяжка была правильная. Что можно было с Жигулями делать, то в современной машине, с ее скоростями опасно доверять дилетанту, даже не дилетанту, а человеку без специнструмента.

– А можно совет крымским автомобилистам от председателя Совета Министров?

– У нас в летний период, приезжает много народу, насыщенность дорог увеличивается кратно. А водители приезжают в Крым отдыхать, а отдых для многих у нас ассоциируется с определенными излишествами, мягко выражаясь... Так что ездить нужно, особенно летом, крайне осторожно, обязательно пристегиваться ремнями безопасности.


«Когда при задержании один против троих, тяжеловато без травм обойтись»

– У нас, особенно сейчас, многим людям приходится менять профессию. Но чтобы учитель физики стал генералом милиции... Это особый, если не уникальный случай. Что в вас, управленце высшего уровня, осталось от первой профессии?
– Профессия педагога дает универсальный инструмент общения с людьми. Педагогов учат как разговаривать, как общаться с людьми, выслушивать их. Ну, и я ведь преподавал физику. А это еще и знание точных наук, понимание процессов.

– А вторая профессия что дала?
– У нас еще со времен СССР не было структуры, которая была бы интегрирована в жизнь общества в большей степени, чем милиция. Система разрешительная, система паспортная... А уголовное преступление, особенно если оно имеет корыстные мотивы, и нужно отработать все версии, например, начальник цеха – либо сам участвовал в каких-то махинациях, либо кому-то дорогу перешел... Значит следователю надо было «влезть» полностью в процесс, понять откуда, что там берется, что, куда движется, кто кому за что платит. Это универсальный опыт.

– Вам в милиции приходилось рисковать?
– Когда при задержании бывало один против троих, там тяжеловато без травм обойтись. Скажем так: я проходил потерпевшим по уголовным делам, когда в конфликтах с преступником мы получали телесные повреждения.

– Есть такое дело, раскрытое вами, которым вы до сих пор гордитесь?
– И не одно. Знаете, в милицейской работе трагедия и комедия всегда рядом, и риск тут же, и безалаберщина всякая. Ну, вот пример: обнаружили в лесу таксиста, привязанного тросом к дереву, огнестрельное ранение в голову, труп. Спустя дня три в Харьковской области обнаружили его машину разбитую. Там ДТП было. Водитель машины, которая столкнулась с нашим объектом, видел предполагаемого преступника, он его описал. Плюс на лобовом стекле осталось жировое пятно, мы поняли, что у человека была залысина, он ударился о стекло, и на нем не волосы остались, а пятно жировое. По этим приметам, мы высчитали примерно кто преступник. По месту прописки не нашли, поехали к его родителям. Опрашиваем людей, когда видели, не приезжал ли. И тут я выхожу во двор, а туда въезжает машина и слева от водителя сидит преступник! Хорошо, с нами был местный участковый, он к нему подошел, разговорил. Но я понимаю, что это бандит особо опасный, за ним убийства точно... В общем, повязали и его, и товарища. Потом выяснилось: за рулем машины был бывший второй секретарь райкома комсомола. А это 91-й год, как раз был путч ГКЧП, он говорит, мол, ничего не знаю, я подвез товарища по его просьбе... А мы открываем машину для осмотра, краску ободрали, видим – номер кузова вварен. А в багажнике находим следы крови... Ну и потянулось... Они по заказу убивали таксистов, машины угоняли и продавали.

– Анатолий Владимирович, заканчивая эту тему военно-милицейскую... Помните, была такая песня – «Как хорошо быть генералом!». Давайте запятую в эту строчку вставим: как, хорошо быть генералом?

– Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но очень уж много на генерала взвалено ответственности. От твоих решений зависят судьбы людей. А иногда решения приходится принимать довольно жесткие, и другого пути нет. Поэтому генералом быть, может, хорошо, а реально генералом быть сложно. Свадебным генералом легко быть... А я с удовольствием вспоминаю себя, когда я был старлеем или капитаном. Это были азартные дни.

«Если есть азарт, то будет и результат. И так и в любом деле, я в этом уверен»

– Вот если об азарте говорить, никак не получается недавнее ЕВРО обойти. Украина – Англия... До чего же обидно: говорим о, может, лучшем матче нашей сборной за всю ее историю, а матч этот проигран...

– Обидно за наших, конечно, но по-моему, главное в любом деле – азарт. И смотрите, Англии, европейскому гранду, мы хотя и проиграли, но бились с азартом. Так что не должно быть тяжелого осадка у наших болельщиков после ЕВРО. И у меня его нет. Потому что если есть азарт, то будет и результат, и голы наши честно забитые засчитаны будут все до одного. И так и в любом деле, я в этом уверен абсолютно.

– Как вы видите будущее Крыма? В 15-м году, 20-м?
– Будущее в развитии севера полуострова, в агропромышленном комплексе. Если восстановить системы орошения, то при благоприятном климате и хорошей почве мы можем обеспечивать высокую продуктивность, мы можем стать самодостаточным регионом. Если мы построим переправу через Керченский пролив, это даст толчок Восточному Крыму. Нам нужно искать новые подходы в организации бизнеса в Крыму. Необходимо открывать свободные экономические зоны, снижать налогообложение, в общем, пойти по пути тех стран, которые добились роста – Китай, Корея. Интересен для нас опыт Грузии, которая ввела налоговые льготы, очень интенсивно развивает туристический бизнес. Крым не должен стоять с протянутой рукой. Крым будет еще сам помогать Киеву.

– Ваше самое любимое место в Крыму?
– Если я стану говорить про какое-то одно местечко, обижу другое. Меня с Крымом связывают многие годы, но я и сейчас нахожу здесь новое. Какой я открыл для себя великолепный пустынный пляж в Раздольненском районе! Белый песок, теплое море... Или мыс Казантип – скалы обрывающиеся в море. Берег Азовского моря – сосновые леса практически на берегу, песчаные пляжи. Феодосия, Коктебель, Карадаг... Красиво! Ялта, Бахчисарай, Евпатория... Крым уникален весь.


Беседу вел Андрей Ладыженский
Фото Светланы Борисовской