В канун парламентских выборов активизировались скупщики голосов: о таких случаях сообщают Комитет избирателей Украины и крымский наблюдательный совет «Выборы-2012»
Уступить свой голос за пару купюр – сделка не только унизительная, но и крайне невыгодная. Если политическая сила покупает избирателей, значит, больше ей нечем их привлечь, а программа у нее одна: попав во власть, «отбить бабки», потраченные на махинации, а потом грести чистую прибыль. Как живется в государстве, где власть не слышит населения и выжимает деньги из всего, до чего может дотянуться, представить несложно: вырученная за голос сотня-другая гривен никак не возместит таких потерь. И тем не менее желающие взять эту сотню находятся.
По данным Комитета избирателей Украины, в разных регионах за голос платят разные суммы, начиная с 50 гривен. Средняя цена по стране – 300 гривен, в Одесской области предлагают 400, в Киеве – 600. Разброс цен обусловлен прежде всего местностью – в селах голоса дешевле всего, а также тем, на что еще готов продающийся избиратель. Например, по информации КИУ, в нынешней кампании широко применяется метод сетевого маркетинга – «приведи друга, также готового продать свой голос, и получи больше».
Волеизъявление тех, кому заплатили, обычно контролируют с помощью старой схемы под названием «карусель»: избиратель выносит с участка чистый бюллетень, «контролер» сам ставит «галочку» в нужном месте и дает бюллетень другому подкупленному избирателю, который тоже выносит с участка пустой бюллетень, и так далее. Однако, возможно, на сей раз фальсификаторы ограничатся «фейс-контролем» – будут проверять, кто из «купленных» пришел на участок, а кто нет. Уж очень велик сейчас риск попасться: власти и правоохранительные органы уделяют прозрачности этих выборов чрезвычайное внимание. Так, Крым недавно всколыхнули заявления о массовом подкупе избирателей в селах Сакского района. По словам людей, которые якобы непосредственно участвовали в этом процессе, схема подкупа была проста: ходить по домам и предлагать от 200 до 300 гривен в обмен на голос за определенного кандидата. Те, кто шел на сделку, расписывались в получении денег в специальном журнале, предоставляя (видимо, для пущей убедительности) ксерокопию своего паспорта. Заявления об этом уже были опубликованы в ряде СМИ, и окончательно ситуацию должна прояснить прокуратура, которая уже проводит проверку.
Если сообщения подтвердятся, скупщики голосов могут понести ответственность вплоть до тюремного заключения: об этом напоминает юрист Наблюдательного совета Крыма «Выборы -2012» Оксана Миронова. По ее словам, нынешний Закон Украины «О выборах народных депутатов» более суров к фальсификаторам. Так, за подкуп избирателей полагается наказание от штрафа до лишения свободы на срок от 3 до 5 лет, а если нарушение повлияло на результаты выборов, то от 7 до 12 лет.
– Каждый, кто совершает подкуп, обман либо принуждение гражданина при осуществлении его избирательного права, должен знать, что рано или поздно он понесет за это ответственность, потому что есть другие избиратели, есть наблюдатели, есть члены избирательной комиссии и другие участники избирательного процесса, которые это зафиксируют, – убеждена Миронова.
Слова юриста Наблюдательного совета – не только предостережение для скупщиков, но и напоминание для нас, граждан: мало отвечать отказом на такие неприличные предложения, надо сообщать в правоохранительные органы о всех подобных попытках. И пусть аргумент «мой голос – что хочу, то и делаю», которым прикрываются иные продающиеся, не сбивает вас с толку. Купить пытаются не этого конкретного гражданина, согласного за смешные деньги уступить свободу выбора: кому он, такой, нужен? Купить пытаются наше общее будущее – и только от нас зависит, удастся ли эта торговля.
По данным социологического опроса, проведенного компанией GfK Ukraine, 6,2% украинских избирателей даже не скрывают, что готовы проголосовать за кандидата в депутаты, который предложит им продуктовый набор или деньги. 29% ни в коем случае не станут голосовать за такого кандидата, а 52% утверждают, что на их выбор попытка подкупа не повлияет. Больше всего согласных на подкуп среди женщин 20-29 лет, меньше всего – среди мужчин 40-49 лет. Забегая наперед, отметим: практически все симферопольцы, опрошенные «Газетой», относятся к покупке голосов резко отрицательно. Отвечать на вопрос отказался лишь один человек – респектабельный мужчина средних лет...
Вопрос по существу
«редакция» спросила прохожих на улицах крымской столицы:
Что бы вы сказали тем, кто продает свой голос?
«Это абсолютная бесчестность и низость»
Антонина Казаринова, пенсионерка, 90 лет:
– Это абсолютная бесчестность и низость: продавать свой голос – это уже и человеком себя не считать. Я на все выборы ходила и хожу и мне, слава богу, не предлагали продать свой голос, да я бы и не согласилась: я голосую за того, за кого хочу. Я голосую и искренне верю, что все будет хорошо, не у меня, так у внуков. А если торговать голосами, как тогда жить дальше?
«Для таких людей – одни нецензурные слова»
Виталий Михайлович, 65 лет, пенсионер:
– Для таких людей у меня одни нецензурные слова. Как это можно? За такое сажать надо, и надолго. Да и то, что сейчас в каждом дворе, в каждом уголке эти кандидаты что-то делают, то качели, то скамейки – это что, не подкуп? Негодяи. Завтра выборы пройдут, и поминай его как звали. Если честно, то раньше и мне предлагали деньги за голос – и 100, и 200 гривен, могу честно сказать: ни копейки не брал.
«Осознанный выбор – это основа демократии»
Ферат Хайбулаев, 24 года, банковский сотрудник:
– Даже не задумывался... На выбор нужно идти осознано – это основа демократии, а не бежать и продавать свой голос. Много сейчас говорят о таких случаях, но я не сталкивался с подобным и не хочу: у меня есть свое мнение, свой выбор. Конечно, нужно за это наказывать, но стоит ли наказывать того, кто берет?.. Пусть это будет на его совести.
«Голосовать нужно так, как считаешь нужным»
, 63 года, художница:
– Что можно сказать? Я против. Если бы мне предложили, я бы нашла, что ответить, чтобы больше с такими предложениями не приходили. Когда кандидаты что-то активно в свою кампанию делают – пусть делают, все равно они «отобьют» свои деньги, а вот голосовать нужно так, как считаешь нужным.
«Если люди нуждаются в деньгах, такой шаг допустим»
Софья Заровская, 21 год, натурщица:
– Если люди действительно нуждаются в деньгах, я считаю такой шаг допустимым. А как наказывать? Это же отчасти государство виновато: был бы достаточный уровень жизни, хорошая зарплата, я думаю, никто бы не опускался до такого.
Карикатура Игоря Лукьянченко