Автор «Антимиров» и«Миллиона алых роз » ездил в Ялту поработать

Андрей Вознесенский, которому в мае исполнилось бы 80 лет, часто бывал в редакции «Газеты» и публиковал здесь впервые свои стихи

Андрею Вознесенскому, знаменитому поэту, кумиру 60-х, 70-х, 12 мая исполнилось бы 80 лет. Трудно представить его немощным старцем. В моей памяти и памяти моих коллег по «КИА» он остается таким, каким его увидел в свое время Самуил Маршак. Когда в 1958 году вслед за лирическими стихами появилась первая поэма Вознесенского «Мастера», затем друг за другом сборники «Мозаика», «Парабола», «Антимиры», поэма «Треугольная груша», Маршак назвал его одним из самых «пенистых» и вместе с тем самых талантливых молодых поэтов, пишущих «размашисто, безоглядно, безудержно».


В Ялте Андрей Вознесенский, как и его товарищи по перу, останавливался в Доме творчества писателей. Приезжал он часто, и не только летом. И при этом всякий раз заходил к нам, в редакцию «Курортной газеты» (так тогда называлась «КИА»). После визита мы, как правило, публиковали интервью и новое стихотворение тогда уже известного поэта. Недавно я в очередной раз перелистывала подаренный мне автором сборник избранных стихотворений и поэм Андрея Вознесенского «Дубовый лист виолончельный». В книжку вошла и поэма «Авось». Тогда, в январе 1971-го, он с удовольствием рассказывал об истории создания поэмы, о поездке в Америку, которая дала толчок его творчеству. В моих архивах этот рассказ записан очень подробно:

– Неожиданным, прямо фантастическим, оказалось то, что на той стороне океана я нашел материал о русском путешественнике Николае Резанове, окунулся в наши исторические глубины и узнал легенду о величайшей человеческой верности и любви. Там же я задумал написать поэму. Когда прикатил в Москву, то с головой ушел в архивы и открыл для себя море фактов и документов, которые долгое время отлеживались под пылью веков.

Оказалось, что герой моей поэмы – образованнейший человек, друг Державина, эрудит и искусный дипломат Николай Резанов. Александр I послал его (с дипломатической миссией. – Ред.) в Японию, но японцы не были заинтересованы сближением с Россией. Затем Резанов поехал инспектировать русские поселения в Америке. И вот в Сан-Франциско герой моей поэмы встретился с дочерью губернатора Кончей Аргуэльо. И природа явила свое величайшее чудо – любовь, верную, святую, о которой можно только мечтать. Они были помолвлены, и уже намечалась свадьба. Но моим Ромео и Джульетте ХIХ века (случилось это в 1806 году) не суждено было обрести счастье. Им помешала церковь: она была католичка, а он православный.

Резанов отправился в Европу испросить разрешения на брак у русского императора и Папы Римского. Предстоял тяжелый путь через океан, затем – Сибирь. В Красноярске мой герой погиб. Любимая, не зная об этом, продолжала ждать его долгие годы. А когда пришло известие о гибели Рязанова, Конча Аргуэльо постриглась в монахини. Она была первой женщиной-монахиней на американском Западе и ушла в монастырь из-за любви к русскому человеку. Меня заинтересовала не только лирическая сторона истории. Главной стала историческая канва событий, гордая и сильная фигура самого Резанова. Поэма называется по имени парусника «Авось», который построил Резанов для путешествия в Америку. 

Через несколько лет поэма Вознесенского «Авось» превратилась в знаменитую рок-оперу «Юнона» и «Авось», который поставили в московском Театре им. Ленинского комсомола. 

Очередная поэма, вернее, баллада Вознесенского «Доктор Осень» была тесно связана с Ялтой. И поэт подробно рассказывал о ней на очередной встрече в редакции «Газеты». Главный герой этого поэтического произведения – ялтинец, врач Манфред Генрихович Эсси-Эзинг. Во время Великой Отечественной войны он возглавил группу медиков, который спасли от фашистских лагерей смерти около пяти тысяч человек. Поэт считал счастьем найти своего героя не в пыльных фолиантах, а в жизни.
– И здесь мне сказочно повезло, – говорил Андрей Вознесенский на встрече в редакции. – Я познакомился с ним в Ялте, где он работал рентгенологом. Рослый латыш в чесучовой рубашке, он поразил меня северным сиянием глаз. Будучи в плену, став главным врачом Павлоградского лагеря, окруженный смертью, подозрительностью, он превратил госпиталь в комбинат побегов к партизанам. Провоцируя признаки страшной болезни, людей списывали и вывозили из лагеря. Так было переправлено около тысячи человек, а около пяти тысяч человек было спасено от угона в Германию. Я вижу большую символику в том, что латыш в лихолетье спасал жизнь русским, украинцам, белорусам. Брат спасал брата. Когда «Литературная редакция» напечатала отрывки из поэмы, я получил от Манфреда Генриховича открытку. И я счастлив, что моему герою стихи понравились. Поэма о Манфреде Генриховиче вошла фрагментом в поэтическую композицию. Ее поставили в Театре на Таганке («Антимиры»). Это было сделано очень интересно, актеры отнеслись к теме с большим энтузиазмом, и аплодисменты зрителей доказали, что работа режиссера попала в цель.

Ялта всегда была для Андрея Вознесенского не просто городом, полным солнца и розовых закатов. Поэт говорил, что, если ему нужно хорошо поработать, написать сколько-нибудь серьезное, он ехал сюда. В этом городе у него остались друзья, люди, которых он любил, с которыми ему было легко дышать.

Татьяна Барская

Фото из архива автора

На фото: Январь 1976 г. Татьяна Барская, Андрей Вознесенский, актриса Татьяна Лаврова и сотрудница Сада (к сожалению автор не помнит ее имя) в Никитском ботаническом саду.

Впервые – в «Газете»

Порнография духа

Андрей Вознесенский 

Отплясывает при народе

С поклонником голым подруга.

Ликуй, порнография плоти!

Но есть порнография духа.

Докладчик порой на лектории

В искусстве силен, как стряпуха,

Раскроет на аудитории

Свою порнографию духа.

В Пикассо ему все неясно,

Стравинский – безнравственность слуха.

Такого бы постеснялась

Любая парижская шлюха.
………………………………………..
Когда на собрании в зале

Неверного судят супруга,

Желая интимных деталей, 

Ревет порнография духа.

Как вы вообще это смеете!

Как часто мы с вами пытаемся

Взглянуть при общественном свете,

Когда и двоим это – таинство…

Конечно, спать вместе не стоило б…

Но в скважине голый глаз

Значительно непристойнее

Того, что он видит у вас…

Клеймите стриптизы экранные, 

Венерам закутайте брюхо,

Но все-таки дух – это главное,

Долой порнографию духа!

Впервые опубликовано в «Курортной газете» 25 января 1976 г. (печатается в сокращении).


«Самый великий поэт современности»

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. И хотя закончил архитектурный институт, стихи начал писать еще в школе (первые свои опыты он 6 классе послал Пастернаку) и посвятил им всю жизнь. Выпустил десятки стихотворных сборников. На стихи Вознесенского написаны популярные песни «Миллион алых роз», «Песня на бис», «Начни сначала», «Плачет девочка в автомате», множество романсов на музыку Микаэла Таривердиева.

Его награждали орденами и Государственными премиями. Он был академиком десяти академий мира. На парижском фестивале «Триумф» в 1996 году редакция «Нувель Обсервер» назвала Андрея Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Умер Андрей Вознесенский 1 июня 2010 года.


Он был женат на писательнице Зое Богуславской. В день его 80-летия вдова объявила о создании фонда его имени.