Если власть и оппозиция вовремя не остановятся, стране придется очень дорого заплатить за политические амбиции.
Что ж, политика недаром считается делом грязным, по меньшей мере, нечестным и циничным уж точно. События последних дней четко показали: грань реального раскола общества очень тонка. И перейти ее можно из-за любой глупости или чьего-то неудовлетворенного желания.
Дубинка – орудие демократии?
Оговоримся сразу: оправдывать силовые действия милиции на майдане Незалежности в ночь на 30 ноября нет смысла. Более того, искать в них какую-то тайную подоплеку и списывать все на провокации неустановленных лиц попросту нелепо. Потому как, если и заявляют сейчас о неких людях, провоцировавших милицию, то однозначно сразу должны быть предоставлены реальные доказательства этого – видеозаписи, которые могут подтвердить подобные заявления. И это та самая европейская практика, ведь никто пока енвроинтеграцию не отменял еще. Каждое слово должно быть подкреплено делом и доказательствами. Если же МВД не может их предоставить, встает вопрос об ответственности – от командиров конкретных подразделений до высших чинов. Никуда уж тут не деться. В этом смысле показательно заявление генпрокурора Виктора Пшонки: он сказал прямо – люди находились на площади законно, если милиция (кстати, с латыни переводится как «народное ополчение», что само по себе знаково) не смогла обеспечить порядок и безопасность людей, то виновные в этом не должны уйти от наказания. Вывод: все мы снова стали свидетелями старого противоречия, когда некоторые люди в погонах не понимают значения понятия «правоохранительные органы» и по привычке считает себя обычными «силовиками». Вот это уж точно совсем не по-европейски. Появление заявления начальника киевской милиции Валерия Коряка с просьбой об отставке в данном случае – честный и ответственный ход.
С другой стороны, скажут нам: а вот ведь в той же Европе и США демонстрации разгоняют вообще водометами и слезоточивым газом – и ничего, все демократично? Да, это так. Но там применяют такие действия когда есть реальная угроза захвата правительственных зданий (например, неоднократные попытки штурма здания парламента Греции в прошлом году). В этих случаях, конечно же, применение адекватной силы обоснованно. Что и было сделано при попытке прорыва свободовцев к зданию Кабинета министров 24 ноября, а также предотвращена провокация молодчиков с закрытыми лицами возле администрации президента 1 декабря. Ночные же операции на майдане 30 ноября – это повод для серьезного и честного расследования, которое нужно и власти, и оппозиции, и всему обществу.
Разные дороги
Однако протесты на площадях столицы с 24 ноября и посейчас зафиксировали другую, не менее важную тенденцию: оппозиция и активисты общественных организаций явно не могут найти общего языка. Оно и понятно – цели политиков и граждан расходятся.
Разберемся, в чем же дело? Ну, очевидно, что студенты, журналисты и активисты демонстрируют реально ГРАЖДАНСКИЙ протест: они недовольны решением о приостановке евроинтеграции и считают, что начатый процесс необходимо довести до конца и подписать ассоциацию с ЕС если не в Вильнюсе (а эта возможность уже исчерпана), то в обозримом будущем. Наличие гражданской позиции у людей – это большой плюс, который можно поставить развитию демократии в нашей стране. При этом право на высказывание своей позиции должны иметь все: и те, кому ЕС нравится, и те кому он не нравится, и те, кто считает, что надо вступить в Таможенный союз. Собственно, такие митинги, организованные по инициативе профсоюзов, тоже были проведены, и там тоже были заявлены принципиальные позиции.
А вот совсем другое дело, когда протест приобретает политический, тем более ПРЕДВЫБОРНЫЙ характер. Нельзя сбрасывать со счетов факт, что до официального начала президентской избирательной кампании остался ровно год. По факту она уже давно идет в оппозиционной среде. Ситуация, сложившаяся вокруг Вильнюсского саммита и подписания соглашения об ассоциации, стала уникальной возможностью мобилизовать силы оппозиции. И, надо сказать, лидеры трех партий – Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок – уже сейчас начинают злоупотреблять темой в угоду своим политическим интересам. Как это понимать: как желание узурпировать внимание граждан или как недоверие к своим же соратникам – что они что-то не то скажут или скажут не так, как надо лидерам?
В известном направлении?
Конечно, ощущение повторения событий 2003-2004 годов очень острое и наглядное. Тогда Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко тоже водили по киевским улицам своих сторонников под лозунгом «Кучму геть!». Последствия тех событий и «пристрелок» всем хорошо известны: это Майдан и последующие пять лет политической нестабильности и углубления раскола страны. И именно сейчас всем сознательным гражданам Украины пришло время определиться: евроинтеграция – отдельно, политические желания отдельных деятелей – отдельно. Потому как одно предполагает действительно перспективу для миллионов людей, второе решит проблемы нескольких десятков, может быть, сотен. События 1 декабря в Киеве – захват майдана, здания Киевского горсовета и Дома профсоюзов – это повторение уже пройденного когда-то. Объявление же о начале «революции» кажется реальным политическим фальстартом – объявить-то объявили, а что дальше-то будет?
Очевидно, что сами лидеры оппозиции, не очень-то понимают, что делать дальше и как контролировать действительно огромное количество людей. Лозунг об отставке правительства и новых выборах всех и вся не нов. Но где законные или хотя бы достаточные политические основания для таких заявлений? В чем незаконность действий правительства и заявлений президента Януковича? Конечно, на эти вопросы можно получить самые разные ответы. Но никто из оппозиционеров сегодня не сможет ответить на другой: кто понесет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за последующие события в Украине? То, что оппозиция сегодня пытается «перекрыть» собой выступления граждан, – факт. То, что людям на площадях надоели эти политики, – тоже. Потому-то так активно и звучит призыв не приносить на шествия и митинги партийную символику. Но оппозиционеры его не слышат. Идея же о проведении забастовок якобы под лозунгами евроинтеграции и вовсе отдает провокацией: экономическая ситуация и так непростая, куда еще бастовать?
Что же мы имеем в итоге? В Украине сформировался тот необходимый слой людей, который можно обозначить как гражданское общество. Это те, кто может высказать свою позицию и обосновать ее реальными аргументами. Те, кто не боится, те, кто считает правильным протестовать и добиваться своего. Это очень по-европейски, и это та самая прямая демократия. А вот политическая система Украины оказалась явно не готовой к встрече с совсем другой оппозицией. Не той, которая привыкла к роскошным лимузинам и обедам в ресторанах, не той, которая давно и прочно заседает в парламенте, не той, которая знает только одну составляющую своей деятельности – выборы. Это новая гражданская оппозиция сегодня предъявляет счет и власти, и ее противникам. За потерянное время, за годы неискренности и соглашательства, за неумение услышать и понять правильно.
Сложно сказать, какая из сторон быстрее поймет, что этот «счет» необходимо удовлетворить не словами, а реальными делами. То есть сделать Украину ближе к Европе без подписания бумаг (до них очередь рано или поздно дойдет), а в реальности. Тогда любые попытки разогнать мирно собравшихся людей станут невозможными, а политики поймут, что за любые действия необходимо нести ответственность. Вот это и станет самым лучшим итогом непростого пути страны к европейским ценностям. Иначе пропасть противостояния станет реальной угрозой единству Украины.