Получив три выходных дня в Крыму, оставаться дома – преступление. Наша компания любителей "дикого отдыха" в поисках нового местечка забрела на один из интернет-форумов, где активно обсуждали преимущества автокемпинга. Участники настолько привлекательно описали автолагерь у башни Чобан-Кале под Судаком, что голосование было единогласным: едем. Впятером грузим палатку, спальные мешки, карематы, запас еды – и в путь.
Пара часов дороги, и вот он, заманчивый пейзаж. Пока вбиваем колышки в песок, к нам спешит мужчина с кассовым аппаратом. Представляется и озвучивает цены: 25 гривен за стоянку машины в сутки и еще столько же за палатку.
Отдыхают у Чобан-Кале в основном бывшие советские люди – украинцы, россияне, белорусы. Одни заезжают сюда переночевать и отправиться дальше в путь, другие обосновываются надолго: приспосабливают авто как еще одну жилую комнату или паркуют дом на колесах. Причем, некоторые автоквартиры по виду стоят приличных денег, так что сомнений не остается – люди сюда не экономить приехали, а сбегают подальше от цивилизации, которой тут действительно мало: телефоны не звонят, музыка не гремит, интернета нет. Отдых в автокемпинге, как и в обычном палаточном городке, в простонародье называют "тюлень" – постоянное лежание в палатке, с перерывом на купание и готовку. Со временем появляются башни, выстроенные из камней и вымощенные дорожки к морю. Еще развлекаются запуском бумажных фонариков и песнями под гитару. Жизнь течет размеренно, но постоянно – в какое бы время не вышел из палатки, на пляже всегда есть движение: ночью сидят у костра или просто любуются разлитой по воде луной, а на рассвете купаются в море или ловят рыбу.
Цены в местных кафешках курортные: пиво и чебурек – по десятке, манты – 25 грн., квас – 8 грн., сушеная рыбка – от 2 до 15 грн. за штуку. Дрова и уголь для костра продают по двадцатке, также, как и в супермаркете.
Платить за безмятежность приходится бытовыми условиями: яма, огороженная деревянными досками, перевернутая баклажка с водой помыться – вот и все удобства. Это и есть главное отличие наших стоянок от европейских. За полученные с туристов деньги убирается пляж, подвозится вода в цистернах. Правда, оплачивать такие услуги желают не все.
Имеет ли право предприниматель требовать с туристов плату?
Глава сельсовета Морского Сергей Новиков ответил вот что: "Предприниматель оказывает услуги по санитарной очистке пляжа от мусора, предоставляет воду, туалет, и если человек отказывается платить, то он не должен пользоваться этими услугами. А как человек будет вывозить мусор, где брать воду и куда ходить в туалет? Фактически все пользуются, они же не будут ходить в море и мусор уносить в карманах. По большому счету, человек обязан заказать услугу".
По данным Минкурортов и туризма Крыма, в 2012 году действовало 40 автокемпингов.
Светлана Борисовская,
Подробнее на сайте