Иногда решения судей вызывают недоумение: за махинации с миллионными суммами дают 2-3 года условно, а симферополец, укравший 8,5 кило фруктов, эти же два года отсидит от звонка до звонка
Поводом к этой статье послужили два свежих приговора крымских судей. Мошеннице, присвоившей 40 000 гривен, Судакский городской суд дал всего два года условно и оштрафовал ее на 850 гривен. Воришке же, который украл на Залесском рынке ящик хурмы стоимостью 157 гривен, Центральный районный суд Симферополя дал полноценных два года. Несмотря на то, что годом ранее этот гражданин уже попадался на краже, разница в наказаниях за 40 000 и 157 гривен все же ставит в тупик.
Кстати, осужденная в Судаке женщина, директор юрфирмы «Бентен-Крым», брала с клиентов деньги именно за «правильное» решение судей. Деньги-то брала, а вот на решения судов – если верить следствию – никак не влияла. В итоге с октября 2011 года по июнь 2012 она насобирала почти 40 000 гривен. И ей за это дали каких-то два года условно. При том, что по статьям УК, по которым ее судили, даме можно было дать до восьми лет лишения свободы. И это приговор юристу, которая посягала на честь суда?
Другим поводом удивиться гуманности наших судей стало дело Сергея Казаченко, экс-депутата ВС АРК и руководителя кредитного союза «Южный». На последнее судебное заседание, которое было в прошлую среду, он попросту не пришел, как и его адвокат. Подсудимый лишил своих клиентов в общей сложности 65 миллионов гривен. В 2011 году суд вынес ему приговор – восемь лет лишения свободы, но чудеснейшим образом до следующего заседания Казаченко освободили из-под стражи, и более его никто не видел. Судья поручила прокурору расследовать причину неявки подсудимого, но потерпевшие предполагают, что Казаченко уже давно под небом Лондона.
В 2012 году Алуштинский суд разбирался в деле экс-головы Гаспринского поссовета. Она обвинялась в том, что подделала решение сессии, на основании которого трем санаториям прекращено право пользования земельными участками. Общий ущерб составил 78 миллионов гривен. И каков итог? По решению суда женщину приговаривают к четырем годам лишения свободы с лишением права в течение трех лет занимать определенные должности. Но с оговоркой: наказание отменяется из-за истечения срока давности.
В 2011-м на скамье подсудимых восседал экс-голова Ленинского поссовета. Он обвинялся в незаконном выделении пяти квартир. В приговоре говорится, что чиновник «без вынесения вопроса на голосование подписывал решения о выдаче служебного жилья работникам исполкома, а также переводил их из статуса служебного жилья в статус общего жилого фонда и выдавал распоряжения об их приватизации». За такое ему дали пять лет и запрет на чиновничью деятельность на два года. Приговор вынесен с нюансом: суд освободил обвиняемого от наказания с испытательным сроком на три года.
Несколько двоякий приговор был вынесен в отношении сотрудников МВД Симферополя – уже, что радует, бывших – в 2011 году. «Оборотни» обвинялись в злоупотреблении служебным положением, превышении полномочий, вымогательстве, разбое, проведении незаконных обысков, хранении наркотиков. Вина всех пятерых граждан, проходящих по делу, была доказана. Всего зарегистрировано 30 эпизодов и 10 пострадавших. По решению суда все подсудимые приговорены к пяти годам лишения свободы, но один – условно. Заслужил?
Зато приговоры, выносимые гражданам попроще, порой ставят в тупик не своей мягкостью, а суровостью. Так, в октябре прошлого года Севастопольский суд посадил местного участкового на целых шесть лет с конфискацией имущества. И за что? За взятку в 900 гривен! Деньги милиционер требовал с торговца, который незаконно разместил свою точку в Севастополе.
Обескуражил и приговор ялтинскому поджигателю, из-за которого минувшим летом сгорело около 10 га заповедного леса. Конечно, такая выходка не должна оставаться безнаказанной, –но в отличие от тех, кто разбазаривает государственные земли, 18-летнему Максиму Чудаку дали целых семь лет колонии. Это при том, что он признал полностью свою вину.
На «большой земле» суды тоже удивляют. В Винницкой области парня посадили на пять лет за распространение порнографии в социальных сетях. Что интересно, сам посаженный файлы не снимал, а попросту «воровал» с чужих страничек в соцсетях. Тех, у кого он эти видео-ролики копировал, даже не искали.
Конечно, «мягкость» и «жесткость» судебных решений – понятие порой субъективное. Но все же: да здравствует наш суд, самый странный суд в мире!
Адвокат: от некоторых приговоров я просто в шоке
Один из крымских адвокатов, Евгений, согласился нам рассказать об отечественных судах, по понятным причинам попросив не указывать его фамилию.
– В моей практике было несколько случаев, когда суды выносили приговоры, от которых я был, мягко говоря, в шоке, – говорит Евгений. – Например, изнасилования. Около года назад пришлось мне защищать парня, которого его же девушка обвинила в изнасиловании. Правда, как только суд начался, она тут же передумала: рыдала, кричала, что сама ему отдалась и очень его любит, и что таким образом просто хотела его наказать за какой-то проступок. Но суд не принял это во внимание, и в результате парень сел на 12 лет без права обжалования приговора. Другой случай: мужчина в извращенной форме изнасиловал несовершеннолетнюю девочку. Из-за того, что он признал свою вину и покаялся, ему дали всего шесть лет.
Иногда приходится сталкиваться и с откровенно странной манерой ведения процесса.
– Есть у нас одна судья, которая во время процесса смотрит в окно, а потом – бац! Очнулась! Любимая ее «фишка» – «а давайте по договоренности сторон? Ну вот зачем оно вам надо? Разойдитесь миром». Не знаю, зачем она так делает, может, просто не хочет писать приговор. Как бы я ни отговаривал своих клиентов от такого решения, часто они соглашаются с судьей. А потом вновь обращаются ко мне, чтобы довести дело до логического конца. Вроде как стороны договорились, и все равно кто-то условия не выполняет, а мне уже и деньги с них брать стыдно за то, что уже единожды сделано.