Утром 1 ноября с рельсов сошло четыре вагона поезда Киев – Севастополь. По официальной информации никто не пострадал, но у «Газеты» есть другие сведения.
Катастрофа произошла возле станции Запорожье-1: поезд №27 недавно тронулся, поэтому скорость его была невысока, в пределах 60 км/ч. В километре от станции находится стрелочный переезд, на котором поезд должен был перейти на ветку, ведущую к полуострову. Именно на переезде и произошла катастрофа. По самой распространенной версии, диспетчер не успел вовремя, в 4.45, перевести стрелки, и в результате на «крымскую» ветку были перенаправлены только четыре последних вагона из девятнадцати. Они и сошли с рельсов, а один из них опрокинулся набок.
В опрокинувшемся вагоне находилось 34 человека, в том числе 12 детей. Электронные СМИ сообщали, что никто не пострадал и от медицинской помощи – в том числе психологической – отказались все пассажиры до единого. Так утверждали и в администрации Приднепровской железной дороги. Позднее УНИАН передает слова начальника управления здравоохранения Запорожской облгосадминистрации Андрея Запорожченко:
– Двум женщинам-гипертоникам, у которых верхнее давление поднялось выше 160, была проведена медикаментозная коррекция. Еще с одной женщиной, которая ехала в поезде с двумя маленькими детьми – мальчиками 3-4 лет, работал психотерапевт. И еще одна женщина обратилась с ушибом кисти. Все обратившиеся от стационарной медпомощи отказались.
Но когда «Газете» удалось связаться с одним из проводников поезда №27, из его слов стало ясно: кроме перечисленных четырех человек, были и другие пострадавшие.
– Я находился в одном из вагонов, которые устояли, – говорит железнодорожник, попросивший не называть его имени. – Почувствовал толчок, потом состав остановился. Я успокаивал пассажиров в своем вагоне. Когда я вышел из него, то увидел, как несколько человек погрузили на носилки, а затем в машину «скорой».
Позднее пассажиры поезда №27 подтвердили «Газете»: медики увезли как минимум троих. Тем временем в Запорожской областной клинической больнице отказываются давать какие-либо комментарии, ссылаясь на то, что не уполномочены говорить о наличии или отсутствии у них пострадавших в утренней катастрофе.
По информации, которую распространила Приднепровская железная дорога, последствия катастрофы уже устранены, движение поездов на станции Запорожье-1 восстановлено.
Вопрос ребром
Ошибка «стрелочника», неисправная автоматика или разрушение путей?
Версия, по которой в катастрофе виноват нерасторопный «стрелочник», – не единственная.
По словам запорожского транспортного прокурора Максима Кацюбы, их три:
– Первая – человеческий фактор, то есть действия персонала станции при управлении движением. Вторая – состояние железнодорожного полотна. Третья – техническое состояние вагонов.
Все эти версии, по данным Коцюбы, тщательно проверяются. По данным же МЧС в Запорожской области, стрелка управлялась автоматически и к аварии привела ошибка автоматики.
– Мне надо выезжать на место и все там осматривать, чтобы версии выдвигать, – прокомментировал эту версию «Газете» источник в Симферопольском железнодорожном училище. – Может, рельса лопнула или диспетчеру предоставили неверные данные о местонахождении поезда. Одно могу сказать – упасть так, чтобы пассажиры не пострадали, вагон может, если машинист вовремя сбавит скорость.
В Республиканском комитете по транспорту и связи о причинах аварии пока не знают, говорят, что «назначать стрелочников» до окончания следствия не стоит. Тем временем транспортная прокуратура уже возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 276 – «Нарушение работником ж/д транспорта правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, а также недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, если это создало опасность для жизни людей либо иные тяжкие последствия». Если у катастрофы отыщется виновник, ему грозит ограничение свободы на срок до трех лет.
Занялась расследованием происшествия и Генпрокуратура Украины: Президент Виктор Янукович поручил ее главе Виктору Пшонке предоставить отчет до 7 ноября.
Прямая речь
«Из опрокинувшегося вагона мы выползали босиком»
«редакция» сначала встретила на симферопольском вокзале поезд, потерпевший крушение, а потом – отдельный мини-состав состав с пассажирами четырех аварийных вагонов
Потерпевший крушение поезд №27 прибыл в Симферополь не в 9.33, а с опозданием практически в три часа. В составе не было вагонов, которые сошли с путей в Запорожье. Тех, кто в них находился, отправили в Севастополь мини-составом из четырех вагонов. Через Симферополь он прошел в 14.50.
– Опрокинулся седьмой вагон, а пятый, шестой и восьмой сошли с рельсов, – рассказала «Газете» киевлянка Ольга Пугачева, прибывшая в четвертом вагоне поезда №27. – Только выехали из Запорожья, метров триста проехали – толчок и резкая остановка! Паники не было, проводники успокаивали, уговаривали расходиться по местам. А потом появилась милиция, пожарные, было много суеты.
Несмотря на сильное опоздание поезда, настроение большинства выходивших на платформу пассажиров было хорошим. Некоторые из них, ехавшие в вагонах, не пострадавших во время ЧП, вообще не заметили, как произошла катастрофа.
– Я спала в тот момент и даже не проснулась, – говорит Нина Коваленко, возвращавшаяся этим поездом домой, в Судак. – Никаких проблем у меня лично из-за катастрофы не возникло, и предъявлять претензии к железной дороге я не собираюсь.
К трем часам дня до симферопольского вокзала добрался мини-состав с сорока четырьмя пассажирами пострадавших вагонов. Его ждала бригада медиков, милиционеры и сотрудники вокзала. Впрочем, помощь почти никому не потребовалась: лишь одной женщине, недавно перенесшей операцию, сделали профилактический обезболивающий укол.
– Был страшный скрежет, треск чашки посыпались, бутылки попадали, – вспоминает Оксана Плахотникова из Ялты, которая ехала в шестом вагоне, сошедшим с рельсов сразу двумя колесами. – Сильно испугаться не успели. Наверное, было страшно седьмому вагону, нас только тряхнуло. Из седьмого одного мужчину увезли на «скорой» без сознания, одного мальчика с травмой ноги забрали в больницу и еще одну женщину с истерикой куда-то увезли.
Среди пассажиров, попавших в железнодорожную катастрофу, были и дети – три группы киевских школьниц, приехавших в Крым на соревнования по художественной гимнастике.
– Было страшно! Вагон валится, дети кричат, – призналась «Газете» заслуженный тренер Украины Лариса Андреевна Распопова, сопровождавшая юных гимнасток. – Дверь заклинило, и мы оказались в замкнутом пространстве, потом начали выламывать двери и выползли: кто без носков, кто без кроссовок...
После происшествия, по словам пассажиров, сотрудники МЧС предоставили им горячее питье, одеяла. Будут ли люди обращаться в суд – никто из опрошенных «Газетой» ответить не смог, но у многих, кто перенес это крушение, остались ссадины и синяки.
В тот же день
Поезд Кременчуг – Симферополь опоздал из-за поломки
Одновременно с поездом №27 чуть не произошло несчастье и с поездом №138 сообщением Кременчуг – Симферополь. На подъезде к Запорожью в нескольких вагонах поезд стало сильно трясти: по сообщению поездной бригады, это случилось из-за поломки тормозов. Кое-как составу удалось дотянуть до станции. Там отцепили сломанные вагоны, а в хвост состава прицепили исправные. Поезд прибыл в Симферополь с опозданием около 4 часов.
На фото: Запорожье, 1 ноября. Седьмой вагон поезда №27 опрокинулся набок.
Валентина Воробьева
Сергей Светлов
Денис Иванков
Фото пресс-службы Главного территориального управления МЧС Украины в Запорожской области