«редакция» побывала на развалинах Крымской АЭС и посмотрела, как живут и на что рассчитывают жители города энергетиков
С остановкой строительства Крымской атомной станции в далеком 1989 году в городе Щелкино фактически остановилась жизнь. Не только полмиллиарда советских рублей и колоссальный труд десятков тысяч людей, но и неизмеримые деньгами надежды в одночасье помножили на ноль, оставив безработных щелкинцев наблюдать за тем, как их детище режут на металл. Но сегодня в сердцах жителей города энергетиков теплится надежда на возрождение и процветание. Кабмин Украины утвердил технико-экономическое обоснование строительства в Щелкино парогазовой электростанции, которое намерены профинансировать китайские банкиры.
«Я как будто потеряла родного ребенка»
Во что сегодня превратилась некогда всесоюзная ударная стройка? Наш визит в город на мысе Казантип начинается с полуразрушенных зданий несостоявшегося источника сверхдешевой энергии. Невольно возникают ассоциации с атомной катастрофой на Припяти, которая и положила конец строительству КЭС. Под звонкий лай сторожевой собаки нас встречает парень лет 30, даже не спрашивая, что мы здесь делаем. Экскурсии по атомным развалинам для сторожей – источник дополнительного заработка. Учитывая, что желающих поглазеть на местную «достопримечательность» всегда хватает, а с носа берут по 50 грн., выручка по здешним меркам получается неплохая. Но сегодня в здание энергоблока нам пройти не удастся: «старшего» сторожа нет на месте, а без его разрешения пускать туда людей строго запрещено. Молодой «компаньон» предприимчивого дедушки-охранника даже отказывается от предложенного нами гонорара, поясняет: если застукают, могут и уволить.
– Последние дни здесь успокоилось все: перестали разбивать бетон и вывозить металл. Насчет визитеров – строгий запрет, – говорит сторож, но после нашей просьбы все же разрешает нам побродить по стройке без присмотра, не заходя в реактор. Разумеется, бесплатно, но не долго. Что ж, и на том спасибо. Однако впечатления от прогулки самые тягостные. Может, причиной тому разбитые стены инженерных конструкций и торчащие из них огрызки арматурных прутов, может, валяющиеся пустые газовые баллоны, молчаливо свидетельствующие о многих тысячах тонн металла, распиленного и вывезенного, от продажи которого местному бюджету достались лишь жалкие крохи. Или же оттого, что тысячи людей, приехавшие к азовским берегам из разных уголков Союза, построившие эту станцию и этот город, в нелегкие перестроечные времена лишились перспектив и средств к существованию.
После часовой прогулки и короткого прощания с уже заметно нервничающим сторожем мы покидаем АЭС направляемся в город. Здесь на удивление чисто (после Симферополя это сразу бросается в глаза). Видно, что щелкинцы свой город любят, но это и не удивительно – разве мать допустит, чтобы ее ребенок ходил грязным? Людей во дворах немного, лишь здешние молодые любители пива местами оккупировали скамейки и дегустируют пенное, несмотря на обеденное время.
Щелкинцы, добрые, приветливые и открытые люди, охотно отвечают на наши вопросы.
– Когда станция закрылась, было такое чувство, будто потеряла родного ребенка, – не может сдержать слез 62-летняя пенсионерка Любовь Герасимова, строитель и инженер-механик в одном лице (в 1983 году она вместе с мужем приехала в Крым из Ставропольского края на строительство Щелкино и АЭС). – Даже сейчас плачу, когда вижу, что осталось от нашего детища. Вся молодость на это ушла. У нас с мужем производство было на первом месте, дом – на втором.
После закрытия стройки семья выживала поездками на заработки в Россию. То, что заработали, вложили в небольшой торговый ларек, который их и кормит.
Ровесник Любови Яковлевны строитель на пенсии Виктор Спрожецкий живет в Щелкино что называется, «с первого колышка». В 90-е, как и многие, уехал сначала в Якутию, потом в Москву. Семь лет назад вернулся в Крым и теперь зарабатывает на строительстве пансионатов и мини-гостиниц. Благо в этом нет недостатка: в отличие от ЮБК, здешнему курорту есть куда расширяться, и предприимчивые богачи (в основном россияне) активно строятся на азовских берегах. Но основной источник заработка для щелкинцев – сдача жилья в курортный сезон. «Такса», как и везде, зависит от условий, приближенности к морю и времени сезона. В удаленных от берега многоэтажках, где нет лифтов, квартиры сдают по 10-15 долларов в сутки, в домах поближе в пик сезона можно поселиться за 50-60 «зеленых». Ну а в коттеджах возле моря со всеми условиями цена колеблется от 100 до 150 у. е. Сами арендодатели в это время ютятся на дачах, у родственников или вообще в гаражах.
– Конечно, строить парогазовую станцию нужно, – утверждает Виктор Филиппович. – Это и тепло в домах, и работа людям. Сегодня в городе живет около 11 тысяч человек, где-то 60% – те, кто его строил. Далеко не все из них пенсионеры, как я. Есть те, которым по 45-50 лет. Так что рабочие руки найдутся.
С ним солидарна и 58-летняя Галина Плохотниченко:
– Новое предприятие нужно, чтобы удержать молодежь, которой в городе осталось очень мало. Перспектив здесь нет, потому и разъезжаются, а ведь без них город лишится будущего.
Электростанция в Щелкино? Только «за»!
Инициатива строительства парогазовой электростанции на площадке бывшей «атомки» вселила в щелкинцев надежду на возрождение города и достойную жизнь если не для себя, то для детей и внуков, не уехавших за пределы Крыма и страны в поисках работы. Опасаются лишь, что проект так и останется на бумаге, как это уже было пять лет назад. Тогда стройкой на базе АЭС заинтересовались инвесторы из Южной Кореи, однако, не получив гарантий от Украины по стабильным ценам на газ и воду, подаваемых на станцию, отказались от этой идеи. Наученное горьким опытом своих предшественников нынешнее руководство страны предоставило госгарантии по проекту на 10 млрд. грн. Госгарантии предоставят по обязательствам компании «Укрэнерго», которая, в свою очередь, будет привлекать кредиты китайских банков на сумму 1,25 млрд. долларов (около 15,5 млрд. грн.).
Строительство ПГЭС на 30 гектарах несостоявшихся 3-го и 4-го блоков атомной станции, свободных от застройки и юридических притязаний, должно начаться уже в текущем году и закончиться ориентировочно через четыре года. Запуска станции с нетерпением ожидают не только в Щелкино, ведь предприятие должно решить ряд актуальных проблем восточного Крыма.
1. Пополнение бюджета и рабочие места
Сегодня бюджет Щелкино практически полностью зависит от государственных дотаций. Доходы от кафе и магазинов, живущих исключительно за счет курортного сезона, едва хватает бюджетникам, потому ни о каком развитии речи даже не идет. В корне изменить ситуацию должна новая электростанция, которая может дать работу примерно тысяче специалистов. Для жителей моногорода, который строился для обслуживания одного предприятия, это крайне важно.
2. Развитие промышленного потенциала восточного Крыма
Помимо парогазовой станции, в Щелкино планируется разместить завод по производству стройматериалов, предприятие по «отверточной» сборке радиоэлектронной и бытовой техники, производству оборудования для электростанций. Кроме того, в городе могут появиться тепличные комплексы и завод по переработке выращенной здесь сельхозпродукции. В организации такого производства очень заинтересованы китайцы – главные финансовые доноры проекта строительства ПГЭС и, судя по всему, его будущие генеральные подрядчики. Все эти предприятия, подпитываемые энергией станции, по оценкам специалистов, дадут в целом около пяти тысяч рабочих мест. Также Щелкино обладает огромным потенциалом для строительства объектов альтернативной энергетики, и две компании уже выразили готовность возвести ветряки мощностью по 100-150 МВт каждая.
3. Решение проблемы энергодефицита в Крыму
Проектная мощность будущей ПГЭС – 860 МВт, что составляет три четверти от общей потребности полуострова в электроэнергии, более 80% которой на сегодняшний день поставляется в Крым с материковой Украины. Учитывая активное развитие на полуострове станции сферы альтернативной энергетики, запуск щелкинской станции позволит существенно укрепить претензии Крыма на энергонезависимость.
Главное – не погубить курорт
Но сегодня все это кажется относительно далекой перспективой. Нужно окончательно доработать проект, требуют ремонта коммуникации, на базе которых будет строиться ПГЭС: подъездные пути, линии электропередач, объекты водоснабжения и водоотведения. Кроме того, до сих пор нет четкого ответа на вопрос, на чьем газе будет работать станция: на идущем с материка или на крымском. По словам Сергея Варавина, директора предприятия «Управляющая компания «Щелкинский индустриальный парк», проект предусматривает строительство ветки газопровода Джанкой – Феодосия – Керчь до Щелкино. Но не исключен вариант использования топлива, добываемого «Черноморнефтегазом» на Восточно-Казантипском и Северо-Булганакском газовых месторождений на шельфе Азовского моря. Возможно, будет использован газ обоих источников, поскольку потребность станции в голубом топливе составляет в 735 млн. кубометров в год.
Главное условие, предъявляемое потенциальным инвесторам, – экологическая безопасность новых производств. Сергей Варавин заверяет: за этим строго следят экологи и общественники, внимание которых к несостоявшемуся атомограду всегда было особенно пристальным. Беспокойство и специалистов и местных жителей понятно: индустриальный парк не должен похоронить туристический потенциал региона, который кормится исключительно за счет приезжающих курортников. Остается надеяться, что в ближайшие несколько лет в Щелкино появятся и другие работодатели, предоставляющие местным возможность зарабатывать не два-три месяца в году, а круглый год.
Справочная «Газеты»
Самые дорогие развалины в мире
Крымская АЭС, в строительство которой на момент закрытия проекта было вложено 500 млн. советских рублей (около 20 млрд. грн. в нынешних ценах) включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая дорогая в мире атомная электростанция. В отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской и Башкирской АЭС, станция в Щелкино имела самую высокую степень готовности: 1-го энергоблока – 80 %, 2-го – 18 %.
Интересный факт
Немецкая «родня» крымской «атомки»
Недостроенную АЭС «Штендаль» в 100 км западнее Берлина можно называть сестрой-близняшкой Крымской АЭС, поскольку строились они по одному советскому проекту. Но, как и ее крымской «родственнице», немецкой станции не суждено было заработать. Строительство закрыли в 1991 после принятия решения правительством Германии о сокращении атомной энергии. К моменту полной остановки строительства готовность первого энергоблока составляла 85%. Сегодня на этой территории работает целлюлозно-бумажная фабрика.
Алексей Гончаров
Фото Светланы Борисовской
На фото: так сегодня выглядит энергоблок Крымской АЭС. Станцию, которая должна была обеспечить электричеством весь полуостров, начали строить в 1975 году. В 89-м стройка остановилась навсегда. Много лет здесь добывают тонны металла из железобетонных конструкций. После демонтажа вспомогательных сооружений придет черед и энергоблока.