Авиадиспетчер Андреи Кузнецов рассказал «Газете», как с земли управляют многотонными авиалайнерами, в которых сотни пассажиров
Когда говорят об авиации, мало кто вспоминает об авиадиспетчерах. А между тем, они - глаза пилотов, без их участия ни один авиалайнер не смог бы ориентироваться в просторах неба. Их можно представить «серыми кардиналами», которые управляют своими поданными в небе. Андрей Кузнецов, авиадиспетчер регионального структурного подразделения «Крыма- эродвижение» в Симферополе, рассказал «Газете», как благодаря монитору и радиосвязи человек с земли может вести по небу несколько десятков самолетов через море и сушу. Андрей встретился с нами после ночной смены, и, чтобы прогнать одолевающий его сон, мы направились в ближайшую кафешку - выпить кофе.
На первый вопрос: почему авиадиспетчер, а не пилот? — Андрей отвечает шуткой:
- На земле чувствую себя уверенней. А если серьезно, это семейная традиция. Вырос в окружении самолетов и настоящих любителей авиации. Дед работал инженером в аэропорту, отец был диспетчером, а дядя - пилотом. C ранних лет я хотел быть связанным с авиацией. Помню, отец приводил меня к себе на работу, и я наблюдал за работой авиадиспетчеров, но только издали, чтобы не мешать.
- Большинство людей считают профессию пилота романтической. А что романтического в твоей?
Андрей задумывается. Отпивает кофе из чашки, и через мгновение его сонные глаза загораются:
- Я получаю огромное удовольствие, управляя многотонными бандурами, громадными летающими железяками. Даешь команды экипажам - а они слушаются. Самое прекрасное, когда пилоты из Европы, Америки, пытаются говорить на русском: приветствуют, благодарят. Я кайфую от своейпилотов. Как это выглядит? Например, заходит на связь экипаж самолета с позывным «Аэрофлот 24». Борт вызывает меня: «Симферополь радар». Потом называет себя: «Аэрофлот 24». Приветствует и говорит свою высоту и код опознавания самолета: «Добрый день. Эшелон 340, код 6465». Я ему отвечаю: «Аэрофлот 24.- Не в моей компетенции отвечать на такие вопросы. Бывают разные ситуации. Но мы должны работать без ошибок, от нас зависят сотни жизней. Когда твоя задача - полная безопасность в небе, главное - спокойствие в твоей голове, чтобы все контролировать, адекватно распределять вниманиеи четко отдавать команды экипажам авиалайнеров. У каждого из нас могут быть проблемы разного характера, но, придя на работу, мы оставляем все лишнее за дверью.
— Расскажи о ритме работы, какой он?
- График замечательный - три дня рабочих, три - вы-ходных. Всегда, заступая на дежурство, мы проходим врача, инструктаж, нам предоставляют всю нужную информацию: о погоде, состоянии аэродрома. Работы всегда хватает, в основном приходится напрягаться летом, когда поток самолетов над Черным море увеличивается в разы. У тебя можетбыть двадцать самолетов на связи - и это круто.
— Как стать диспетчером?
- Необходимо знание английского языка в совершенстве, безупречное здоровье, как физическое так и психологическое, нужно получить профильное образование в вузе (я закончил Государственную летную академию Украины в Кировограде) и провести много часов на диспетчерских тренажерах.
— У рабочего коллектива авиадиспетчеров есть какие-то особенности?
- Мы одна семья. Ты отвечаешь не только за себя, но и за человека, рядом сидящего. В любой момент может понадобиться помощь, мы полностью доверяем друг другу. Коллектив у нас разновозрастный, но мы находим общий язык, семьи дружат между собой. Каждый чем-то увлекается, имеет хобби: рыбалка, охота, машины, играют в музыкальных коллективах. Я играл на ударных в ансамбле летной академии. Люблю читать: сатиру, классическую русскую литературу, современную литературу, поэзию. Есть и любимые авторы: Уильям Блейк, Сергей Есенин, Александр Трокки, Чак Паланик. Еще одно мое увлечение - походы с палаткой по горам и побережьям Крыма.
на фото: Авиадиспетчер Андрей Кузнецов (на переднем плане) за диспетчерским пультом в районном диспетчерском центре в Симферополе.