Из утонувшего в Черном море сухогруза «Николай Бауман» вытекло несколько тонн топлива
На прошлой неделе в двух километрах от дельты Дуная, в районе Старостамбульского гирла, утонул молдавский сухогруз «Николай Бауман», шедший из турецкого порта Эрегли в Херсон с тремя тысячами тонн промышленного гипса на борту. Кроме гипса, на судне было более четырех тонн горюче-смазочных материалов – мазута и машинного масла. Два дня назад мазут и масло из погибшего теплохода начали просачиваться в море, уже загрязнив около 900 тысяч квадратных метров акватории. Для дельты Дуная это огромное бедствие, но к берегам Крыма ядовитое пятно не приблизится.
SOS с гибнущего «Баумана» Государственный морской спасательно-координационный центр принял в прошлую среду, шестого марта, в девять часов утра.
– Как выяснилось, тонуть судно начало еще накануне вечером, экипаж обнаружил, что в балластные танки и трюмы начала интенсивно поступать вода, – рассказали «Газете» в службе общественных связей центра. – Но рейс не был остановлен, и почти девять часов в открытом море команда пыталась ликвидировать течь. Затем, когда насосы перестали справляться с водой, судовладелец отдал распоряжение отклониться от курса и направить теплоход в район Жебрияновской бухты, на мелководье.
Маневр был запоздалым: трюмы сухогруза стремительно наполнялись, и стало очевидно, что судно вот-вот пойдет ко дну. Тогда, по информации спасательно-координационного центра, капитан принял решение резко повернуть к берегу, чтобы в районе острова Новая Земля посадить теплоход на мель. Увы, туда «Николай Бауман» тоже не успел добраться: в полутора милях от острова лег на правый борт и затонул. Перед гибелью судна все одиннадцать членов экипажа (десять граждан Украины и один РФ) покинули его на спасательной шлюпке, откуда моряков через два часа благополучно эвакуировал катер поисково-спасательной службы.
Расследованием обстоятельств катастрофы занялась Дунайская транспортная прокуратура, и почти неделю теплоход мирно лежал на дне, но два дня назад из машинных отсеков начал вытекать мазут. Причем настолько активно, что уже через сутки ядовитое пятно над местом гибели «Баумана» заняло почти квадратный километр. А вчера его площадь увеличилась уже до пяти квадратных километров, ведь в том районе море уже несколько дней штормит и происходит «размытие» мазутной пленки. Прокуратура же принялась считать причиненный экологии ущерб и заявила о готовности «применить меры по привлечению виновных к ответственности».
– Судно ходило под молдавским флагом, застраховано в России, а владелец зарегистрирован на Шиншилловых островах, поэтому найти виновного будет непросто, – объяснил журналистам вице-губернатор Одесской области Валерий Матковский. – И, скорее всего, старый теплоход никто поднимать не будет, тем более, что он лежит в стороне от судоходных путей, на глубине 17 метров.
Кроме того, принимаются меры по ликвидации последствий загрязнения.
– Последствия будет ликвидировать Измаильский порт, поскольку у ближайшего к месту катастрофы Усть-Дунайского порта нет необходимых плавсредств, – сообщили «Газете» в Дунайской транспортной прокуратуре.
Но как именно будет происходить эта операция, сколько людей и техники в этом задействуют, в прокуратуре ответить затруднились, сославшись на нехватку оперативной информации. В связи с этим интересно, что начальник Усть-Дунайского порта заявил в прессе, что не обладает ни человеческими ресурсами, ни специализированными плавсредствами для устранения ЧП. Кроме того, начать работу мешает сильное волнение моря.
– Такое мощное загрязнение акватории, конечно, беда, особенно для дельты Дуная, где сплошные заповедники, но Черное море возле Крыма не пострадает, – рассказала «Газете» Юлия Корнийчук, ученый секретарь Института биологии южных морей. – Мазутное пятно будет сносить к берегам Болгарии, Румынии и Турции – таковы особенности морских течений в том регионе.
На фото: Сухогруз «Николай Бауман» был построен в 1973 году на судостроительном заводе города Рыбинска. В 2004-м Россия продала его Украине, а Украина – Молдове. На схеме течений Черного моря, составленной украинскими и болгарскими учеными, видно, как будет распространяться загрязнение от утонувшего теплохода – вниз (по синим стрелкам), вдоль побережий Болгарии, Румынии и Турции.
Несчастливая серия: за 13 лет утонули уже 9 таких судов
Сухогруз «Николай Бауман» – один из полутора сотен теплоходов проекта «Сормовский» (тип река – море), выпускавшихся в 70-е годы прошлого века на судостроительном заводе города Рыбинска (Ярославская область, Россия). Длина – 115 метров, ширина – 13.2, грузоподъемность – 3,5 тысячи тонн. До сентября 2004 г. работал в Волжском пароходстве, затем при Санкт-Петербургском порте. Затем его продали Украине, а Украина уступила сухогруз Молдове.
В последние годы суда такого типа гибли уже много раз:
— «Кристина» (сел на мель и затонул у западного побережья Крыма в сентябре 1999 г.);
— Rоbel (после столкновения с другим судном затонул в проливе Босфор в феврале 2001 г.);
— Al Murtadа (получив пробоину на мели, затонул в Аравийском море в июне 2002 г.);
— «Алексей Вихарев» (утонул в Желтом море во время шторма в январе 2003 г.);
— «Вера Волошина» (выброшен на берег Керченского полуострова во время бури в ноябре 2007 г.);
— Kramcо (переломился от перегруза и утонул в турецком порту Кумкей в сентябре 2009 г.);
— «Григорий Петровский» (во время шторма ударился о мол и переломился пополам в акватории грузинского порта Поти в феврале 2011 г.);
— Yukka (из-за поступления воды в машинное отделение затонул в 40 милях от турецкого порта Сиде в августе 2012 г.).