Энтузиасты симферопольского общества Рерихов создали ландшафтный парк, коллекция растений которого в два раза больше, чем у ботсада ТНУ
Первые искусственные сады появились около пяти тысячелетий назад, их создавали жрецы при храмах. Каждый сад имел особый сакральный смысл, и его можно было читать, словно книгу. А для этого нужно было знать язык природы, законы гармонии. Постепенно сады превратились в банальные места для отдыха и прогулок, пусть и красивые. Но не везде. «редакция» нашла в Симферополе уникальный ландшафтный уголок, создаваемый симферопольским городским обществом Рерихов и претендующий на роль преемника древних традиций.
Здесь, на юго-западной окраине Симферополя, за лесополосой, примыкающей к улице 1-й Конной армии, прежде была обычная степь. Часть ее «украшали» мусорные кучи, часть обрабатывали аграрии: то лаванда росла, то кукуруза, то ячмень. Затем стали расти дома и появился целый микрорайон – Ак-Мечеть. Но пара гектаров земли возле самого леса осталась незастроенной, сюда, как на свалку, свезли разнообразные строительные отходы из нового микрорайона. А шесть лет назад на замусоренный участок пришли энтузиасты из симферопольского городского общества Рерихов, чтобы превратить его в ботанический сад. И превратили! Дело движется не спеша: периодически здесь трудится 30 человек (и среди них мало профессиональных ботаников), в свободное от своей основной работы время.
– В 2007 году обратились к тогдашнему симферопольскому мэру, и он разрешил на месте свалки создать сад и культурный центр, – говорит Ларина Кудряшова, председатель городского общества Рерихов, встречая журналистов «Газеты» у ворот ботсада. – Мусор мы убирали года три. А когда выгребли свалку, привезли 2000 машин земли, чтобы сформировать ландшафт и поднять уровень будущего сада в некоторых местах на три с половиной метра. Помню, нанимали у военных самый крупный бульдозер в Крыму, чтобы ворочать эти колоссальные массы почвы. Затем подождали, пока прошла усадка и сделали подпорные стены, чтобы земля не расползалась.
Звездный «ковш» на Земле
Пока мы идем по дорожке туда, где еще издали заметны густые, странного вида кущи, Ларина Владимировна объясняет, что сад высаживается по определенной схеме: сначала растения, которые формируют его «скелет» – долгожители, самые большие деревья, во второй очереди – растения, которые не так долго живут. Кроме того, он создан по принципу непрерывного цветения – в любое время года здесь можно увидеть цветущее растение.
– Все просчитано, когда и какое нужно будет менять, кому, сколько места необходимо для комфорта, – рассказывает она. – У нас уже 740 видов редких декоративных растений (в ботсаду ТНУ, например, только 350. – Авт.). Столь замечательную коллекцию удалось собрать потому, что в ее создании приняли участие 16 ботсадов из разных стран мира. А теперь и мы делимся со всеми ботаническими садами.
Если посмотреть на территорию сада сверху (например, это можно сделать в Интернете, с помощью программы Google Maps), то можно увидеть, что участок, на котором он расположен, похож на созвездие Большой медведицы – звездный «ковш».
– Геодезисты сделали проекции звезд этого ковша на землю, и на месте каждой из них мы устроили центры культурных зон, – объясняет председатель симферопольского общества Рерихов. – В них мы представляем ландшафтно-парковую архитектуру наиболее мощных в культурном отношении регионов: Греции, Индии, Китая, Египта, России и Крыма как нашей родины.
В коллекции есть растения, которые на территории Украины существуют в единственном экземпляре. Например, голубиное дерево, которое в период цветения буквально усеяно крупными белыми соцветиями, розы авторского разведения, желтая и бирюзовая сирень, которую ботаники выводили специально для этого сада и многие, многие другие.
– Сначала исполком поставил условие: сделать парк без ограждения, чтобы каждый мог когда угодно зайти, – вспоминает Ларина Кудряшова, пока мы с удивлением вертим головами, оказавшись рядом с десятками диковинных деревьев и цветов. – Воровали жутко. Бывало, выкапывали саженцы буквально через несколько часов. Только посадили, наутро уже нет. Приходилось добиваться, чтобы разрешили нам сделать забор.
Ароматный лабиринт и пещера дракона
По широким ступеням мы поднимаемся в зону Китая. Согласно китайской классической традиции, вход должен быть двойным: сначала прямоугольные торжественные ворота с крышей-навесом из специальной черепицы (в Крыму ее достать – огромная проблема, признается наш гид), затем ворота небольшие, круглые, символизирующие небо и называемые брама. Сам сад устроен по принципу лабиринта, в котором растения окружают человека сплошными стенами, повторяющими все бесконечные изгибы садовых дорожек. И совершенно невозможно предположить, какая картина природы ждет за ближайшим поворотом.
– Эта часть сада – самая южная, поэтому в центре китайской зоны мы установим скульптуру Сфинкса, которого древняя традиция называет хранителем юга, – рассказывает Ларина Владимировна, ведя нас по разноцветному лабиринту. – А это – скульптура Лао Цзы с учеником, почти двухметровая, высеченная из очень редкого монолитного альминского камня,
От многообразия растений буквально рябит в глазах: сосна Драконий глаз (у нее хвоя двух цветов: зеленая и желтая), софора необычной плакучей формы, калина дафна – ароматная, как духи, павловния с листьями по 40 сантиметров в диаметре, гинго белоба – единственное дерево в мире, которое для размножения вырабатывает сперматозоиды и живет до двух тысяч лет...
– Вот небольшой пруд из родника, который откопали, когда ландшафт формировали, а через пруд сделали мостик зигзагом, ведь, как считают китайцы, по ломаной линии нечистая сила, если она преследует человека, не сможет перейти на другой берег, – продолжает удивительную экскурсию Ларина Кудряшова. – Кстати, в этом водоеме целая коллекция лотосов: белых, желтых, розовых и голубых, ночного цветения.
За очередным поворотом мы попадаем в грот, где хранятся «драконьи яйца» – овальные, обкатанные морем камни, сантиметров по 40-50 в длину. На вершине грота сидит сам Дракон – внушительных размеров металлическая фигура, которая, находясь в самой западной точке ботсада, символизирует защиту пространства от негативной энергии с этого направления.
Елки от графа Толстого и наследство мудреца Платона
Из Китая попадаем в культурное пространство России, украшенное архитектурой 13-14 века – в этой зоне настоящие крепостные стены и круглые башни с конусными крышами. Здесь же скульптурная композиция святого Сергия Радонежского с медведем, построенная на каноническом старославянском сюжете. Рядом – березы разных видов и форм (некоторые с фантастическими красными листьями), орех с тонкими извилистыми ветками, ель подушковидная, которая, как куст, стелется по земле...
– Есть даже елочки, подаренные семьей графа Толстого, – улыбается наш гид. – Мы поддерживаем тесные отношения с Ясной поляной.
Из российской зоны идем в индийскую часть сада, огороженную высокой стеной в мегалитическом стиле: камни кладки весом по 500-700 килограммов! Здесь также живут десятки невиданных растений, среди которых запомнились северная пальма, абсолютно белая береза утилис и остро пахнущий витекс священный, кусты которого сажали прежде возле храмов, для укрощения мужской плоти.
– В индийских садах не принято ставить скамеек, – замечает Ларина Кудряшова, подходя к возвышенности, на которой, накрытый полиэтиленом, сидит памятник какому-то человеку в роскошной чалме. – Но обязательно есть статуи, к подножию которых ведут высокие ступени, чуть ниже колена, вот на них люди и сидят. Скульптуру Акбара Великого мы сделали именно с такими ступеньками.
Дальше – греческая зона, в которой представлено сразу два подхода к садам: часть территории обустроена, как сад при академии античного философа Платона (этой традиции более двух тысяч лет и в наши дни она уже почти не встречается), часть – горного типа. Среди греческих растений можно увидеть съедобный каштан, декоративную черешню, похожую на карликовый баобаб, эвкоммию вязолистную, с корой, обладающей тонизирующим эффектом, и листьями, содержащими латекс. А пройдя всего десяток шагов, из Греции мы попадаем в Египет.
– Зона Египта еще мало обустроена, – говорит Ларина Владимировна. – Там климат жаркий и подобрать растения, которые смогли бы выжить у нас, непросто. Но работа идет. Кроме того, по проекту в этом месте пожарные резервуары, и мы их маскируем под египетскую архитектуру.
А культурное пространство Крыма разместили в «хвосте» сада-созвездия. Поскольку на полуострове тесно перемешалась и природа, и различные культуры, эта зона создана по такому же принципу: редчайшие растения собраны со всех концов земли. И без эксклюзива, конечно, не обошлось – чего стоит одна только голубая роза! Кроме как в рериховском саду, таких цветов больше нигде в Крыму не увидеть.
Дмитрий Смирнов
На фото: Вода для сада — драгоценность. Один из водоемов устроен так, чтобы его наполняли потоки, появляющиеся во время дождей.
Фото: Дмитрий Смирнов, Ольга Баркарь
Симферопольское городское общество Рерихов – часть международного движения последователей учения Агни йога (в переводе с санскрита – Живая этика), созданного в конце 19 века русскими философами Николаем и Еленой Рерих. Учение чтит западную теософскую традицию, эзотеризм Востока и стремится к симбиозу всех мировых культур.