Трассу между Симферополем и Алуштой укрепят от оползней, положат современное покрытие и расширят до четырех полос
На ялтинской трассе на отрезке между селом Перевальное и Ангарским перевалом вовсю идут работы. Этот участок – один из нескольких на трассе Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта между Симферополем и Алуштой, которые станут хоть немного приближены к европейскому качеству. «редакция» решила узнать, как проходят работы, что и когда планируется сделать.
Не хватает минералки, зато мусора – в избытке
Мы приехали за Перевальное, откуда продолжается обновление трассы, в обеденное время. Техника стоит, рабочие – кто трапезничает, кто спит – облокотившись о дерево, у обочины или прямо за рулем своих экскаваторов и тракторов. Только бригада каменщиков, не обращая внимания на жару и время всеобщего отдыха, кладет подпорную стенку.
– Как работается, жарко ведь? – спрашиваю парня, ловко укладывающего булыжники.
– Да вот минералку обещали привезти, но не везут. Говорят, еще нет такой жары. Как же нет? Пекло, – говорит приветливый Николай Турчак из Джанкоя.
Рассказывает, что приступили к работе в этом месте с этого понедельника. Удивляюсь: стена высотой примерно 1,5 метра уже протянулась метров на 15-20.
– За три дня уже столько сделали?
– А вы думали! (с гордостью)
– Обедать-то когда будете? Вон начальство ваше на обеде (начальника участка мы не застали – Авт.).
– Обедать? Некогда нам обедать!
Ребята говорят, что стараются работать ударными темпами, чтобы раньше уходить. Рабочий день у них официально с 8 до 17-18, но получается короче, так как и приходят на работу они раньше – сняли жилье неподалеку, в Заречном.
Решив все-таки дождаться начальника участка, в народе – прораба, мы проехались по всему отрезку, на протяжении которого проводятся работы. Размах впечатляет: всюду техника, «голые» косогоры, очищенные от деревьев и кустарника, а кое-где уже и «срезанные» кубометры земли – здесь будут дополнительные полосы движения.
А вот и прораб отобедал.
– Что же вы работников жаждой морите? Воды им не привозите, хотя обещали.
– Пить им не дают? Тут родников вокруг сколько! – защищается Борис Васильев, начальник участка, представитель одного из подрядчиков – предприятия ДСУ-5.
Главная проблема дорожников – автомобильное движение на трассе. Можно было бы и зимой ремонт делать, когда поток авто меньше, но погодные условия не позволяют.
– Автомобили мешают. Туристам, которые проехали тысячу километров, не настолько будет сложно ехать в Ялту через Севастополь. Хотя бы как-то разгрузить дорогу. Если они объедут, мы им будем очень благодарны, – просит автомобилистов дорожник.
Если машины мешают сейчас, когда проводятся земельные работы, возводятся подпорные стенки и насыпи, что говорить о времени, когда приступят к укладке асфальта. А придется оно на самый пик курортного сезона – примерно на июль. Правда, говорит прораб, покрытие планируют класть в ночное время, чтобы никто никому не мешал.
Интересуемся, может, находят что – столько ведь земли перелопачивают.
– Нашли один снаряд времен войны. В апреле. В километре отсюда вперед по дороге. Вызывали МЧС. Минометная мина в хорошем состоянии, могла взорваться.
– А клад не находили?
– А кто бы вам сказал, если бы мы нашли клад (смеется).
– Тут, наверное, кроме мусора на обочинах ничего и нет…
– Да, очень много мусора.
Уезжали с перевала под звуки заводящихся двигателей спецтехники: обед уже кончился.
Не первые и не последние пять километров
Валентин Завойчинский – начальник Службы автомобильных дорог Крыма, которая выступает заказчиком текущего ремонта автодороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта на участке (680-й км +200 метров до 685-й км+200 метров) рассказал «Газете», что ремонтные работы назрели давно. Дорога от Симферополя до Алушты – двухполосная и попросту не обеспечивает пропускную способность. Кроме того, и машины уже не те, что раньше. Еще пару десятков лет назад самыми тяжелыми на наших дорогах были ЗИЛы и КРАЗы с грузоподъемностью 5-7 тонн, то сейчас дороги Крыма «трамбуют» грузовые «мерседесы» и МАНы.
– Едет железнодорожный вагон (по массе) по дорогам, которые на это не рассчитаны, на которых десятилетиями не делается не то что капремонт, но текущий. Дороги просто пищат, выгибаются, просаживаются, – говорит Валентин Завойчинский. – А еще на этой дороге среднегодовая интенсивность – 11 700 автомобилей в сутки, а в пиковые курортные месяцы доходит до 46 000 авто в сутки. Теперь, когда покрытие станет намного лучше и дорогу расширят до четырех полос, станет легче.
Ремонт проводится в рамках проекта «Покращення безпеки дорожнього руху» за счет средств Международного банка развития и реконструкции на основании соглашения, заключенного с правительством Украины.
Результат такого сотрудничества уже есть. В октябре 2012 года сдан в эксплуатацию участок дороги в Добровской долине – от границ города Симферополя до конечной границы села Перевальное. Но если в прошлом году отремонтирован отрезок в 18 километров, в этом году выделили деньги лишь на 5 километров дороги. Однако дорожники и этому рады:
– У нас все, к большому сожалению, замыкается на деньгах. Дорожная отрасль в Украине на сегодняшний день финансируется на 4,8% от нормативной потребности. Германия в прошлом году выделила на ремонт дорог 79 миллиардов евро, а Украина – чуть больше 5 миллиардов гривен. Посчитайте разницу. Какая Европа?! – возмущается глава Службы автодорог Крыма.
Когда закончат ремонтировать это отрезок дороги (а произойдет это нынешней осенью), возможно, приступят к следующим участкам в направлении Алушты. Их тоже раздробят на 5-километровки.
– Мы сейчас разрабатываем еще два проекта по 5 километров, есть предварительная договоренность, но заявление о намерениях – это одно, а когда окончательно утвердят – это другое. Это должно произойти ориентировочно 10 июня, – говорит Валентин Завойчинский. – Мы продолжим вести переговоры, чтобы, в конце концов, дойти до разворотного кольца возле автовокзала Алушты
Впрочем, уже слышны нарекания: строительстве дороги вырубается растительность на склонах. Валентин Завойчинский успокаивает: «Лес рубится, но по минимуму, по-другому построить дорогу не получается. До этого люди не обращали внимания, что склоны покрыты бурьяном и кустарником, а сейчас, когда экскаваторы открыли эти откосы и они стали не зелеными, а желтыми, все возмущаются. Поймите, дорога находиться в воздухе не может!».
Как это будет
Четыре полосы с современным покрытием
• Нынешний этап – ремонт дороги на участке 680-й км + 200 метров до 685-й км + 200 метров автодороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта, то есть от с. Перевального и до Ангарского перевала (не доезжая 3,3 км).
Сроки: апрель-октябрь 2013 года.
Ориентировочная стоимость работ – 87,5 млн. грн.
Следующие участки, которые планируется сделать, если будут выделены средства:
- От 685-го км + 200 м до 689-го км + 900 м (от Ангарского перевала до оползневого участка за перевалом).
- От 689-го км + 900 м до 696-го км + 300 м (до памятника разбившимся в автокатастрофе)
- От 697-го км + 100 м до701-го км + 100 м (не доезжая до развязки на Феодосию на въезде в Алушту)
- От 701-го км + 100 м до 704-го км + 100 м (закончатся работы за разворотным кольцом в Алуште, за гостиницей «Алушта»).
• На всех участках будет обеспечено 4-полосное движение, устроены низовые подпорные удерживающие стенки, перенесены троллейбусные опоры и коммуникации – водовод и связь, произведено расширение водопропускных мостов и труб. Дорогу покроют современным материалом – щебеночно-мастичной асфальтобетонной смесью.
• На участке у перевала, где «бушует» сильный оползень, никаких специализированных работ пока проводиться не будет. В дальнейшем здесь планируется построить эстакаду длиной 360 метров за счет средств государственного бюджета. Проектно-сметную документацию разрабатывает киевский «Интерпроект». Ориентировочная стоимость проекта 180 млн. грн.
Татьяна Дудко
Фото Светланы Борисовской
На фото :21 мая, участок дороги между селом Перевальное и Ангарским перевалом. В этот час дорога не сильно загружена. Дорожники просят автомобилистов по возможности ехать в Ялту через Севастополь – и дорога красивее, и мешать никто никому не будет.