«редакция» нашла следы первого христианского симферопольского некрополя и очевидца его уничтожения
Судя по надгробным датам симферопольских кладбищ, до конца 19 века в городе никто не жил и не умирал. Несколько могил того периода у стен церкви Всех Святых, что на горке, за площадью Спортивной, да несколько сильно обветшавших надгробий на погосте улицы Старозенитной – и все. Никаких других старинных кладбищ в городе, официально основанном в 1784-м году, нет. Теперь на их месте жилые дома и школы, детские сады и спортивные сооружения. И тысячи людей живут на могилах, даже не подозревая об этом. Более того, некоторые дома в центре крымской столицы не только стоят на костях нескольких поколений местных жителей, но и сделаны из камней, взятых с их могил.
В центре Симферополя – дома из могильных плит
С коренным симферопольцем Константином Аверкиевым мы встретились в одном из тихих дворов крымской столицы, недалеко от Центрального рынка. Бойкий восьмидесятипятилетний мужчина – легенда спелеологии, именем которого названа одна из пещер полуострова, открытая им в 60-е годы прошлого века. Но наш сегодняшний разговор касается краеведения лишь отчасти: Аверкиев зовет пройти к пятиэтажке солидной довоенной постройки в зелени огромного двора – №30 на улице Севастопольской. Некогда это здание именовалось Домом командного состава Красной Армии.
– Несколько лет назад здесь отвалилась штукатурка, и стали видны могильные плиты, из которых сделан этот дом, – говорит Аверкиев, показывая рукой на цоколь здания. – А потом пришли рабочие, которые посбивали с плит буквы и заштукатурили все по-новой. Я тогда спросил у них: зачем вы это делаете? Ответили: чтобы жильцы не волновались! Знали бы эти жильцы, что их дом на могилах построен...
Немногочисленные архивные материалы и воспоминания горожан, бывших свидетелями тех далеких событий, свидетельствуют: из кладбищенского стройматериала строили также здания на улице Караимской, №6, 16, 23а, 27 (средняя школа №14), 29 и 30, на улице Жуковского, №18 и 20, на проспекте Кирова, №54 (городская баня), на бульваре Ленина, №1 («Дом в честь 1905 года» – первое сооружение советской власти в городе, популярный экскурсионный объект) и на улице Розы Люксембург, №16. Могильные камни находятся и в стенах республиканской СЭС, на улице Набережной, №67. А появление этих построек связано вот с какой с историей.
Школа вместо кургана
В 1787 году, через три года после основания Симферополя, городская управа выделила землю под гражданское кладбище (до этого хоронили прямо во дворах). Некрополь разрастался и постепенно занял территорию, на которой сейчас расположился жилой квартал, образованный улицами Крылова, Караимской, Козлова и Севастопольской. Здесь покоился весь христианский город – тысячи людей, со «времен Очакова и покоренья Крыма» вплоть до первых лет советской власти. Въезд на погост был в переулке между нынешними домами №3 и 13, на улице Крылова, до революции называвшейся Кладбищенской, ведь начиналась она у кладбища христианского, затем шла мимо татарского, немецкого и заканчивалась русским воинским. В переулке чудом сохранилось несколько первоначальных построек: дома смотрителя некрополя и настоятеля местной церкви.
– В этом доме до прихода большевиков жил священник Константин Молчанов, последний из кладбищенских священников, – говорит Константин Аверкиев, ведя нас по широченному переулку и показывая на невзрачное одноэтажное здание. – Затем его выгнали, а в его особняк целых шесть семей переселили. В том числе и моего отца с его матерью. И моя жизнь здесь прошла.
Напротив дома священника, в глубине запущенного фруктового сада, несколько «финских» домиков, самый дальний из которых на пригорке, где находилась кладбищенская церковь, построенная в 1824 году. Это место считалось наиболее престижным для погребения: могилы градоначальников и предводителей дворянства, боевых генералов, адмиралов и общественных деятелей, склепы князей Долгоруковых и мавзолей таврического губернатора Дмитрия Нарышкина – VIP-сектор, выражаясь современным языком.
– Мавзолей Нарышкина был оригинальным, – вспоминает наш провожатый, трогая угол толстого металлического листа, едва заметного в траве у сарая – то, что осталось от мавзолея. – Шестиметровый чугунный памятник-колонна на постаменте, окруженный ажурной решеткой. Венчалась колонна пасхальным яйцом, символом души. Кстати, мавзолей был и на вершине кургана, где похоронили героев альминского сражения 1854-го года. А теперь на этом месте – вход в 14-ю школу.
Воинствующие богоборцы
Мы проходим мимо дворовой спортплощадки и старожил замечает: вот, асфальт просел, это потому, что здесь – могила, в которой некогда знаменитая на всю Россию женщина – капитанша Амазонской роты Елена Шидянская. А чуть дальше, в торце дома, когда-то высился под толстым стеклянным куполом, исключительной красоты склеп графа Александра Де Мезона Лефрера, прославившегося своими дипломатическими талантами.
– Исчезать это кладбище стало в 1934 году, – продолжает Аверкиев. – Была тогда такая организация – «Воинствующий богоборец», в которой состояли, преимущественно, молодые люди, а их целью было уничтожать «некоммунистические» следы прошлого, включая могильные кресты.
Вместе с разрушителями появились и бригады охотников за могильными сокровищами: по двое, по четверо, они ходили по кладбищу и длинным буром просверливали землю.
– Когда бур доставали, а на нем были следы ракушечника, значит, наткнулись на склеп, – рассказывает он, заканчивая нашу необычную экскурсию. – Могила вскрывалась, грабилась… говорят, здесь на девять миллионов рублей золота выкопали (для сравнения: в конце 30-х годов один новейший истребитель И-16 стоил около 50 тысяч советских рублей. – Авт.). Свинцовые же гробы отсюда везли на городской консервный завод, чтобы переплавлять на консервные банки. А в 1937 году пришли строительные бригады, которые стали возводить новые здания прямо на костях. Причем эта участь коснулась всех некрополей улицы Кладбищенской, переименованной тогда же в честь турецкого революционера Мустафы Субхи.
После уничтожения гражданского кладбища симферопольцев стали хоронить на горке Всехсвятской церкви, недалеко от стадиона «Локомотив», переименовав возвышенность в Первое горкладбище. Но это продолжалось меньше тридцати лет: в 60-е годы прошлого века власти приняли решение о создании нового общегородского некрополя – Абдала, а возвышенность постепенно приобрела свой нынешний печально-заброшенный вид.
На фото: в торце дома №30 на улице Севастопольской был склеп графа Де Мезона. Краевед Константин Аверкиев показывает высоту цоколя гробницы, сохранявшегося еще несколько лет, после постройки этого жилого здания.
Дмитрий Смирнов