Я не свинячу и убирать не буду

Жильцы многоквартирных домов дружно ругаются на грязь в подъездах, а дружно добиться порядка не могут. Почему соседям так трудно договариваться и что такого сделали те, кто все-таки договорился?

В Керчи жители многоквартирного дома на Ворошилова, 31, подрались, не поделив подъездную дверь: четверть жильцов захотела домофон, остальные три четверти были категорически против новых расходов – по 20 гривен за каждый новый ключ. Во время установки нового замка соседи устроили потасовку и теперь противники домофона дежурят у двери, чтоб рабочие его не установили. А в Симферополе на Набережной, 37, соседи нашли общий язык: в подъезде у них у них домофон, чистота и цветы на подоконниках. Почему у тех не получается, а у этих получилось?

 Чисто там, где все «не мусорят»?

Случай с Керчью хоть и отличается от других затяжными потасовками, но не одинок. Жительница Симферополя Ирина К. рассказала «Газете» – в их многоэтажке на улице Лермонтова соседи уже почти год бьются за чистоту... с уборщицей.

– У нас мыть нанялась одна из соседок, – говорит Ира. – Но мыла плохо, на площадке оставался мусор. Стали ее «увольнять», за нее заступились другие соседки. Попросили мыть другую, так та прежняя стала ей пакостить: мусор раскидывала, грязную воду на лестницу лила. Сейчас пытаемся мыть все по очереди, но постоянно ссоры и скандалы, одни халтурят, другие свою очередь пропускают, нет покоя!

Другая жительница Симферополя (не хочет указывать имя и адрес) жалуется на соседку, которая устроила прямо на лестничной клетке питомник для бездомных кошек, подстелила коврик, поставила коробку. Коты «пометили» двери у всех соседей, имеющих кошек, запах удушающий.

Грязь на лестничной клетке, на стенах облупилась краска, местами – штукатурка. Лампочка спрятана в консервную банку с дырками – чтоб не разбила шпана. К аромату мусорных пакетов, выставленных у дверей, подмешивается табачный дым, испускаемый соседом, которого жена отправила курить на площадку (главное ведь, чтобы ей не воняло!). Колориту добавляет сосед – любитель выпить водочки и послеобеденного сна на площадочке. На первом же лязгает дверь с кодовым замком – на новую, с домофоном и самодоводом, жильцы все никак не могут собрать деньги. Еще у кого-то из соседей, наверное, клаустрофобия, потому что в лифте они творят такое, на что человек способен только в состоянии шока!

Несколько соседок, устав от этого кошмара, метут и моют лестницы сами, в лифт подстилают картонки, чтоб обувь не пачкалась. Большинство же на предложение устроить субботник отвечают: «Я не мусорю», а просьбу сдать деньги на маляра или уборщицу воспринимают как личное оскорбление. Узнаете свой подъезд? 

В моем ситуация очень похожа на вышеописанную. Раньше на седьмом этаже жила Марьвасильевна – одинокая пенсионерка. Активная, собрала, практически выбила из соседей деньги на домофон, ходила по этажам, требуя чтоб жильцы навели чистоту, ходила в жэк, требуя отправить к нам ремонтника, уборщицу. Бесплатно! «Родись Марьвасильевна раньше, она бы в одиночку Гитлера до самоубийства довела», – говорили мы про нее. В жэке ее боялись как волка. Пять лет назад Марьвасильевна умерла и дело ее никто не продолжил. Едва скинулись на оплату рабочему, и те, кто организовал сбор денег, клянутся, что второй раз за это дело не примутся – 70 гривен приходилось едва ли не выпрашивать. А красить самостоятельно свой этаж никто не хотел. 

И так у многих: хотим жить в чистоте, но что-то для этого делать мы не хотим. Денег на новую дверь жалко, на уборщицу – тоже. Мыть самим? «А я не мусорю!» Или обещают участвовать в уборке и филонят. Никак же не заставишь. Не заставишь не выставлять «душистые» мешки на площадку, каждый скажет – а че я, у соседа вон тоже стоит. Не запретишь курить на лестничной клетке, у кого-то мама астматик, а у кого-то ребенок маленький – ну не гонять же человека на улицу! И, в принципе, люди правы, когда говорят, что подъезд – место для общего пользования, что за уборку в нем и на прилегающей территории и так платят – эти услуги включены в квартплату. Но правы-то правы, а жить что же теперь, в свинарнике, потому что «у всех сейчас так»?

 Чисто там, где убирают!

После экскурсии по подъездам, напоминающим декорации из фильмов про войну, мы, честно говоря, еще не знаем, что вам посоветовать, дабы изменить ситуацию. Но вот факты, свидетельствующие, что не у всех так плохо, есть подъезды, где чисто, хорошо пахнет, стены выкрашены, на окнах цветы. В одном из таких домов «образцовой культуры быта» на улице Набережной, 37, в центре Симферополя, насмотревшись на чистоту и красоту, мы постучались в квартиру, чтобы узнать, как это им удалось? Хозяйка квартиры Елена Гурьева причину всех благ видит в том, что соседский коллектив дружный и не ленивый. 

– Если у кого-то возникает идея установить ворота или поставить турник, он обходит остальных соседей и предлагает, – рассказывает Лена. – Не то чтобы у нас все были очень богатые, люди просто поняли, что или будут жить в г...не, или придется потратить немного денег. Например, так было с уборщицей: сначала убирали все по очереди, но потом кто-то стал пропускать дежурство, мол, времени нет. И одна из соседок нашла уборщицу, обошла всех, предложила скидываться по 20 гривен. За эти деньги она два раза в месяц подметает, моет, за цветами смотрит, еще и клумбу разбила.

– И что, не было тех, кто отказался платить?

– Отказалась одна, она никогда ни на что не скидывается. Говорит: «Я не мусорю». Ну, обошлись без нее. Ремонт в подъезде начался с меня: выкрасила, побелила стены. Остальные посмотрели: у них ободранное, некрасиво. Тоже покрасили. Потом несколько жильцов захотели возле подъезда турник, тоже, кто хотел – скинулись, теперь все на нем по очереди висим. Во двор малолетки по вечерам повадились пиво пить, мы скинулись на ворота с замком. А дверь с домофоном в подъезд мы купили, продав соседнему подъезду свою старую дверь с кодовым замком. Немного денег добавили.

– Если в подъезде кто-то начинает мусорить, как боретесь?

– Мусор у нас никто не выставляет, хотя ходить к мусорным бакам довольно далеко. Один квартирант надо мной, иностранец, начал оставлять пакет на площадке, с него текло прямо ко мне. Пришла к нему на разговор, прикинулся, что не понимает по-русски. Объяснила по английски. Без толку. В следующий раз я его мусор размазала у него по двери. Соседки ахнули: как ты относишься к гостю нашей страны! Отмыли ему дверь. Но мусор больше не выставлял. 

Заведите управдома и список

Для тех, кто хочет жить в доме образцовой культуры быта, мы, на основе рассказов «тех, кто в теме», составили краткий алгоритм действий:

1. Обозначьте круг проблем: облупилась краска, мусорные пакеты на площадке и т. п., составьте список.

2. Найдите единомышленников и вместе с ними (один в поле не воин) и со списком обойдите жильцов, предложите пути решения: устранить проблемы самим или нанять кого-то. В списке укажите, кто за какой путь решения.

3. Изложите основное решение на бумаге, соберите подписи и если надо – деньги. На сбор денег возьмите с собой человека, которого уважает большинство жильцов. Пусть он будет «управдомом» (за это тоже следует собрать подписи), с четко оговоренными полномочиями.

4. Если решили делать ремонт и уборку самостоятельно, организуйте инспекцию из жильцов, которые будут корректно, но настойчиво следить за тем, чтобы каждый выполнял свои обещания. Будьте готовы, что всегда найдутся те, у кого хата с краю, и платить деньги/делать уборку придется за них. От этого никуда не деться.

5. Если наняли рабочих, возьмите с них расписку или составьте трудовой договор, иначе вы, в случае плохо выполненных работ, окажетесь «с краю».

6. На алкоголиков, наркоманов и дебоширов, отравляющих экологию всему подъезду, следует жаловаться в милицию. Всем подъездом: бумага с 20-ю подписями сильнее анонимки.

7. Подавайте личный пример: приберитесь, поставьте цветы, выкрасьте стены. Это вдохновит кого-нибудь еще. Пусть «засранцев» будет меньшинство.

Валентина Воробьева

фото автора

на фото: Симферополь, 2 октября, пр. Победы, 54. На некоторых этажах в доме чисто, а на некоторых, сколько не мой, даже стоять неприятно.