Машинист, который управлял поездом, разбившимся в Испании, признал свою вину в гибели 78 человек. Эксперт рассказал «Газете»: возможная причина трагедии – отключенная автоматика
Катастрофа произошла в четверг, 25 июля. Состав, шедший по маршруту Мадрид – Ферроль, сошел с рельсов при подъезде к станции Сантьяго-де-Компостела. В поезде, состоявшем из 13 вагонов и двух локомотивов, было около 240 пассажиров и четыре сотрудника железнодорожной компании. В катастрофе погибли 78 человек и около 140 получили ранения. За последние 40 лет это первая крупная железнодорожная катастрофа в Испании. Специалист РЖД Виктор Днов рассказал «Газете», из-за чего состав мог сойти с рельсов.
Машинисты поезда испанской железнодорожной компании AVE превысили скорость на повороте. «Мы люди, мы все люди. Это из-за меня случилась авария, – сказал один из них спасателям, как сообщил испанский сайт El Pais. – Я превысил скорость. Я здесь еще живой, но надеюсь, что умру, потому что смерть пассажиров именно на моей совести». По словам машиниста, он разогнал состав до 190 км/ч. Причин превышения скорости он не сообщил. На этом участке скоростной лимит 80 км/ч. По заявлению испанских спецов, на такой скорости поезд попросту не вписался в поворот и сошел с рельсов. Все 13 вагонов перевернулись, а предпоследний полностью раскурочен. В некоторых вагонах тут же начался пожар, а один из них закинуло на прилегающий к путям склон.
Некоторые свидетели катастрофы сообщают, что перед крушением был слышен хлопок, который приняли за взрыв. Но версию теракта отбросили практически сразу.
Поезд Alvia, который сошел с рельсов близ Сантьяго-де-Компостела, без проблем разгоняется до 220 км/ч. Он был спроектирован для движения по Испании, специально для европейской колеи в 1435 мм. Такой размер присущ 60% всех железных дорог мира. Но не стала ли узкая колея одной из причин крушения? На этот вопрос нам ответил специалист РЖД Виктор Днов.
– Колея тут вообще не причем, – говорит Виктор. – Поезда, которые использует компания AVE, «заточены» именно под колею 1435 и высокую скорость. Плюс в Европе для движения таких скоростных поездов делают пути так, чтобы угол поворота был как можно меньше. Это касается и Alvia, и AVE-102, и AVE-103, которые строили немцы на заводе Siemens. Тут главный фактор – превышение скорости на участке. Прошло то время, когда машинист мог разгонять поезд до такой скорости, которая ему больше нравится. В Европе сейчас участие машиниста в движении состава практически нулевое. За все отвечает автоматика. Перед машинистом висит таблица, на которой расписан максимально допустимый скоростной лимит для каждого участка маршрута. Этот же лимит внесен в автопилот поезда. Превысить его можно только в том случае, если машинист отключит автоматизированное управление поездом. Видимо, опаздывали на станцию назначения.
Поисковые работы на месте крушения поезда продолжаются. Власти испанского региона Галисия объявили семидневный траур. Сегодня в Галисии должно было начаться недельное празднество в честь Дня Святого Иакова, официального праздника этой области.
Фото с катастрофой: 25 июля, 2013 года. Причина крушения поезда Alvia в Галисии — превышение скорости. Вместо положенных на этом участке 80 км/ч поезд летел со скоростью 190 км/ч.
AVE – значит «здравствуй» и «прощай»
Испанская копания AVE – самый крупный железнодорожный перевозчик страны. С испанского ave переводится как «птица», а в переводе с латинского означает «здравствуй» или «прощай». Поезда этой компании – одни из самых скоростных в мире. Быстрейшие из них, носящие имя компании AVE-103, разгоняются до 350 км/ч, самые медленные Euromed до 200 км/ч.
Полвека назад: лето железнодорожных катастроф
25 лет назад, в 1988 году, по миру прокатилась волна железнодорожных крушений. Все произошли летом, когда в поездах было больше всего пассажиров.
1. СССР. Арзамас, 4 июня, 9 часов 32 минуты. Произошел взрыв трех вагонов возле станции Арзамас-1. Поезд №3115 вез из Дзержинска, с завода имени Свердлова, 118 тонн взрывчатки. О причинах ее детонации так и не сообщили. В результате взрыва погиб 91 человек, среди которых 14 детей. Ранения получили от 1500 до 2000 человек, а с лица Земли был стерт целый район Железнодорожников. Воронка, образовавшаяся после катастрофы была шириной в 52 метра и глубиной в 26
2. Франция. Париж, 27 июня, 19 часов 5 минут. Из-за несанкционированного срыва стоп-крана одного из вагонов в поезде Z5300 практически полностью отказывает тормозная система, но замечают это слишком поздно. Машинисту дали команду пропустить последнюю остановку и двигаться сразу на Леонский вокзал, чтобы прибыть по графику. Уже на подъезде он заметил, что тормозит только головной вагон, и скорость вместо необходимых 45 км/ч достигла 96 км/ч. В пригороде техник включил сигнал тревоги, что обязало машинистов остальных составов остановиться. Из-за этого с Леонского вокзала не ушел такой же Z5300, в который и врезался поезд с отказавшими тормозами. 56 человек погибли, 57 получили ранения.
3. СССР. Переезд Березайка – Поплавинец, 18 часов 25 минут. Самый быстрый поезд Союза «Аврора» (Москва – Ленинград) на скорости в 155 км/ч заехал на неисправный отрезок колеи. Пути не выдержали массы состава и начали разваливаться. 15 вагонов сошли с рельсов и опрокинулись. 31 человек погиб, 100 получили ранения. Уничтожено 12 вагонов, полкилометра путей и 2,5 километра контактной сети.