Симферопольским зрителям представили знаменитую пьесу Александра Островского: спектакль, увы, на все времена...
Репертуар Крымского академического русского драматического театра имени Горького пополнился еще одним творением блестящего русского драматурга. Генеральный директор и художественный руководитель Анатолий Новиков не только выступил режиссером-постановщиком спектакля, но и сыграл в нем главную роль.
Взяточник до мозга костей генерал Аристарх Владимирыч Вышневский в исполнении Новикова удивительным образом вызывает симпатию, а кое-где – и вовсе сочувствие. Это как раз тот случай, когда не в деньгах счастье: даже законная супруга Анна Павловна (заслуженная артистка Украины Татьяна Павлова), которую он «купил» дорогими подарками, то и дело сбегает из брачной постели – да прямиком к молодым, под стать своему возрасту, любовникам. Насильно мил не будешь, ну не нравятся дамочке «нафталиновые объятия» мужа! Хотя, лучше нафталин, чем формалин...
Огорчает старика и племянник Вася Жадов (Дмитрий Еременко) – честный, принципиальный, на каждом углу ругающий мздоимцев и, разумеется, категорически не желающий идти по дядюшкиным стопам. Исполненный высоких помыслов, он берет в жены бедную и вдобавок небольшого ума (проще будет воспитать под себя) девушку Полину (Юлия Островская). Он искренне верит, что им удастся свить полноценное семейное гнездышко при скудном бюджете.
Поначалу дурочка исполняет все прихоти благоверного, но вскоре задумывается: идеализм идеализмом, а новый гардероб не помешает – вон, деловитая сестренка Юленька (Елена Ципилева), выскочившая за молодого чиновника с «нездоровой» фамилией Белогубов (Владимир Курцеба), щеголяет в таких нарядах, что хоть вой от зависти! Ну и кому нужны эти благие убеждения, когда «расплатой» за них служит беспросветная нищета?
– Наша семья небогата, но я всегда старалась жить по чести и так же воспитывала своих детей, – говорит театралка Галина Воронцова, заплатившая за три билета (она пришла с сыном и его подругой) 150 гривен. – Спектакль хорош со всех сторон, именно на таких следует воспитывать подрастающее поколение. В то же время здесь есть очень уместный юмор (правда, в какой-то момент сидящий рядом мужчина совершенно неожиданно спросил у меня: «Чему вы смеетесь?»...). А вообще хорошо бы ввести традицию коллективного обсуждения спектакля, ведь молодежь зачастую не понимает всех сюжетных тонкостей...
Пожалуй, самые колоритные персонажи «Доходного места» – Аким Акимович Юсов, служащий под начальством Вышневского, и дражайшая маменька Полины и Юлиньки Фелисата Герасимовна Кукушкина (заслуженные артисты Украины Игорь Бондзик и Инна Аносова). Первый – абсолютно невозмутимый тип, молча делающий свое дело, вторая, напротив, – весьма эмоциональная особа, которая сама подняла обеих дочерей и жаждет их удачно пристроить.
Кто читал произведение Островского, тот знает, чем закончилась история (хотя в постановке Новикова финал немного изменен). Однако сходить в театр определенно стоит – главным образом, чтобы насладиться достойной игрой актеров, наполнить душу вечными человеческими страстями.
Шесть лет под запретом
Хотя первая публикация пьесы пришлась на 1857 год – в журнале «Русская беседа», дебютная постановка в театре состоялась лишь в 1863-м – на сцене Александринки в Петербурге. Все эти шесть лет произведение находилось под «мельпоменовым запретом», и даже спустя многие годы цензура также давала о себе знать: например, в 1967 году в Московском театре сатиры «Доходное место» Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли сняли с репертуара…
По мотивам сатирической комедии снимались фильмы: в 1981-м вышла «Вакансия» Маргариты Микаэлян (сыграли Ролан Быков, Олег Табаков, Екатерина Васильева, Татьяна Догилева), а в 2008-м режиссер Игорь Масленников представил картину «Взятки гладки» (в роли Вышневского – Олег Басилашвили).
На фото: идеология приходит и уходит, а кушать хочется всегда: измученные безденежьем, супруги Василий и Полина пришли к чиновнику Вышневскому просить доходного места.
Фото из архива театра