На минувшей неделе можно было наблюдать активацию заложеных ранее «мин». Пока что политических
В мире: по принципу «домино»
…А ведь действительно, ничего не проходит бесследно. Как-то уже подзабылось, что Арабская весна началась с революции в Тунисе – бывшей французской колонии. А потом была Ливия со скандалом о причастности диктатора Муаммара Каддафи к финансированию политической кампании Николя Саркози, что фактически стоило последнему переизбрания на второй срок. Затем наступила очередь Сирии – бывшей подмандатной территории Франции. А теперь спросите, почему началась война в Мали? Как свершилась буквально вчерашняя трагедия с захватом и гибелью заложников в Алжире. Все это связано, все – звенья одной цепи.
Силы, начавшие сопротивление в Мали еще весной прошлого года, во многом состоят из вооруженных группировок, перешедших границу на юг после поражения Каддафи. Там они нашли общий язык с рядом военных и вскоре выступили единым фронтом против законных властей Мали. Нужно сказать, что пустынное государство на западе Африки – давняя головная боль Парижа: бывшая колония никак не может воспринять уроки демократии, ее тянет то к законам шариата, то повоевать с соседями, причем повоевать неудачно за Западную Сахару. А значительные вложения Франции в экономику Мали так и остаются без отдачи. В общем, ничего не оставалось президенту Олланду, как направить в пески контингент войск. А в ответ – террористы-исламисты захватили газовый объект в Алжире с иностранными специалистами. Власти еще одной бывшей французской колонии попытались провести операцию по их освобождению, но получили массовые жертвы среди ни в чем не повинных людей. В общем, надо констатировать: положение дел в регионе смешало в себе все виды противостояния от политического до прямого насильственного и просто так арабо-берберский узел «разрубить» не удастся. И роль бывшей метрополии – сегодня становится незавидной и очевидной. Страны тоже несут ответственность за тех, кого они когда-то «приручили».
Зато куда более очевидной становится пропасть между властью и обществом в России. Пока этот процесс захватил только крупные города и более-менее социально активные слои населения. Но именно эти группы и «делают историю», флегматичные обыватели обычно присоединяются к победителю по факту. История с «антимагнитским законом», запретившим усыновлять сирот из России гражданам США становится определенным моральным и нравственным водоразделом. Сколько уже ни говорилось, но стоит повторить. На более чем сотню тысяч усыновленных американцами детей из РФ пришлось 19 смертельных случаев. И вот за все это время в российской системе усыновления, а главное – в системе создания нормальных условий жизни для сирот, к сожалению, не было сделано ничего. А уж про условия лечения для больных детей без родителей (а зачастую-то с живыми, но отказавшимися от «не таких» детей родителями) и вовсе сказать нечего. Тот же факт, что именно иностранцы зачастую забирали к себе инвалидов, которым смогли помочь и которые сегодня становятся призерами и чемпионами многих паралимпийских и специализированных соревнований от других стран, как бы остался незамеченным ни депутатами обоих палат российского парламента, ни тем более Путиным. Вот поэтому «Марш против негодяев», прошедший в Москве на прошедшей неделе с требованием роспуска Госдумы, не был привязан к политическим лозунгам, мало на нем было и партийной символики. Зато именно вот это – человеческое – мероприятие собрало как никогда большое количество людей (среднее число вышедших стоит оценить не менее чем в 40 тысяч человек – цифру, равноудаленную как от явно заниженной полицейской в 9,5, так и от «ста тысяч», озвученных оппозиционерами). Вполне понятная реакция общества: действительно, сначала создайте условия для жизни сирот в России, а уж потом запрещайте их кому бы то ни было усыновлять. Ведь даже одна спасенная жизнь ребенка стоит явно больше любых попыток насолить американцам.
В Украине: соборность – одна на всех
На заседании Комитета экономических реформ в среду Президент Виктор Янукович подверг резкой критике работу Кабинета министров во главе с Николаем Азаровым. Замечания главы государства касались реформ: разговоров вокруг них много, а вот результата мало. И упреки Януковича – показательный симптом. Потому как политическая ответственность по Конституции лежит за всю власть именно на нем. И то, что такой разговор идет открыто, уже позитив. И это же – сигнал обществу: контроль исполнительной власти должен быть постоянным, чем больше замечено будет недостатков, чем больше будет предложено решений по их исправлению, тем качественнее станет жизнь. И, хочешь не хочешь, а приходится признать, что именно в таком диалоге могут родиться действительно здравые и эффективные идеи, в принципе, это и есть работа гражданского общества. Но к ней должны быть готовы все стороны.
И в этом смысле в Украине грядет дата, значение которой как-то несправедливо недооценено. День Соборности, а теперь еще и День Свободы 22 января позволяет как раз всем нам ощутить свою причастность к тому, за что боролись поколения. Сегодняшняя Украина – это и есть тот пример единства в многообразии, когда людей объединяют общие радости и общие проблемы, пусть эти люди и разные по ментальности или языку. И вот все те, кто пытается это единство нарушить (а такие есть с разных сторон и с разными флагами) – в общем-то перечеркивают историю страны как таковой. Или – не ведают что творят. Во всяком случае, 22 января 1919 года их прадеды явно хотели для Родины чего-то другого. Вот и надо всем нам стремится к этому другому – к сильной стране, справедливой власти и достойной жизни. А все, кто против, могут быть свободны…
В Крыму: День общего дела
А в автономии – свой повод вспомнить недалекое прошлое. 22 года назад, 20 января, крымчане подавляющим большинством на референдуме заявили о своем желании возродить автономию. Что, собственно, и произошло. И, кстати, именно в составе соборной Украины. Наверное, не стоит лишний раз повторять, какое значение имеет для жителей полуострова эта дата. В конце концов, это ответ всем тем, кто хочет в нашем общем доме что-то переустроить, не спросив на это разрешения. Крымчане умеют правильно чувствовать время, а потому так бережно относятся к автономному статусу. И сейчас, когда настало время действительно менять формулу отношений центра и единственного автономного региона в стране, только объединение всех граждан, только реальная поддержка перемен и обретения новых прав даст четкий ответ на вопрос о том, насколько состоялась автономия? На него должен ответить каждый. Каждый должен понять и ценность этого понятия для себя. Потому что иначе за нас нашу судьбу действительно будут решать другие. А потому – С Днем автономии на радость крымчанам и назло ее врагам!
Александр Севастьянов