Татьяна Бабич: Поможем каждой женщине…

Мы поднимаемся на один из верхних этажей перинатального центра (всего их шесть). Первое, что бросается в глаза, – обилие света и пространства: холл, по которому идем, не имеет ничего общего с привычными узкими и темными больничными коридорами. А еще здесь абсолютно ровный пол – нигде ни одного порожка, никаких перепадов уровней. Оказывается, эта ровность – вопрос не только эстетики.

– В плане проектировки все у нас устроено так, чтобы в случае возникновения ситуации, когда требуется срочная помощь новорожденному, беременной или рожающей женщине, не терять не то что ни минуты – ни секунды, – рассказывает главный врач Республиканского перинатального центра Татьяна Бабич. – Чтобы максимально быстро перевезти женщину или ребенка из родзала в операционную или в реанимацию, все эти отделения сосредоточены на одном этаже. И пол именно поэтому идеально гладкий – на этой жизненно важной дистанции не должно быть ни малейших препятствий, это принципиально важные вещи.

– Акушеры вчера тренировались перевозить транспортный инкубатор для новорожденных из родзала в реанимацию, – включается в нашу беседу старшая медсестра отделения интенсивной терапии для новорожденных Ольга Якушечкина, – так за 36 секунд доехали.

Приближаясь к операционной, замечаем у стены странную конструкцию, отдаленно напоминающую больничную каталку.

– Это действительно каталка, только усовершенствованная: ее можно выставлять на разную высоту – от 40 см от пола и до уровня самого высокого операционного стола. Это нужно для того, чтобы, если женщина не может передвигаться сама, ее тем не менее можно было легко и быстро транспортировать. У нас таких каталок три. Гинекологические кресла у нас тоже разноуровневые. И, если заметили, у нас везде пандусы, на которые можно завезти любую каталку или инвалидную коляску, недоступных мест в этом отношении просто нет, – объясняет Татьяна Юрьевна.

Входим в операционную – и невольно ахаем: словно в космический корабль попали. Это впечатление только усиливается, когда нам начинают объяснять, что и как тут устроено.

– У нас три операционных, и такое оборудование в каждой из них. Вот это операционный стол, я сейчас лампы над ним включу – видите, в них множество разноцветных огоньков, прямо новогодняя иллюминация. Обычные хирургические лампы изменяют цвет тканей, хирург видит все в не совсем естественном цвете. А при таком освещении этот мешающий врачам эффект отсутствует. Операционная – это так называемое чистое помещение, здесь все должно быть максимально стерильно. Вот эти металлизированные панели на стенах имеют специальное покрытие, защищающее и от грибка, и от инфекций. Окна здесь двойные, двери вакуумные. А на потолке мощная вентиляция, сделанная по последнему слову техники: воздух очищают антибактериальные фильтры, предотвращающие появление инфекции. И этой вентиляционной системой у нас оснащены все помещения.

Не менее фантастично выглядит и реанимация для деток. Инкубаторы, куда помещают недоношенных малышей, автоматизированы – по сигналу стенки инкубатора отъезжают в сторону. Если ребенка нужно взвесить, то в роли весов выступает сам инкубатор – информация о весе высвечивается рядом на небольшом экране. В одном из боксов лежит муляж младенца. Спрашиваем, для чего он. «Для обучения», – чуть удивившись нашему вопросу, отвечает медсестра.

– Кстати, помещения возле моего кабинета, именно те, которые сейчас приводят в порядок, предназначены для уникального симуляционного тренингового центра – таких в Украине будет только четыре, и один из них у нас, в Крыму, – с гордостью говорит Татьяна Юрьевна. – Речь идет о двух симуляционных муляжах: муляж женщины, так называемая сим-мама, и ребенка – сим-беби. Это будут не просто резиновые куклы, а высокотехнологичные системы. Эти симуляторы могут имитировать процесс родов – как обычных, так и патологических. С их помощью мы будем разыгрывать разные ситуации, которые могут развернуться в родзале или в операционной. Мы все это можем отработать на симуляторах. И разобрать сразу по ходу все ошибки, понять, какие есть сложные моменты и как с ними справляться. И такие тренировки будут проходить регулярно, чтобы наши врачи были готовы к самым сложным, самым непредсказуемым случаям.

В завершение нашей импровизированной экскурсии мы входим в святая святых – родильный зал. Здесь все тоже на высшем уровне: особая вентиляция, особое покрытие на стенах, инкубатор для младенцев. В центре зала – широченная кровать-трансформер: на твердой основе – несколько больших и довольно толстых розовых пластин из какого-то пористого и легкого, но достаточно плотного материала. Эти пластины, оказывается, можно перемещать и менять местами как угодно – для того, чтобы женщине было удобно при родах. В небольшой комнатке рядом – ванная.

– Татьяна Юрьевна, это для родов в воде?
– Нет, что вы, это для расслабления, чтобы боль при родах снять, используя поменьше лекарств. А роды в воде… Знаете, как доктор наук, профессор и акушер-гинеколог с 27-летним практическим стажем, я вам скажу, что это ерунда. Мы живем в воздушной среде, и в ней же для нас естественно рожать, не надо ломать природу, нужно просто использовать все возможные методы, в том числе и расслабление в воде, чтобы снизить медицинскую нагрузку на женщину. И первые роды в воде получились только потому, что женщину просто не успели оттуда достать, – с улыбкой поясняет Бабич.

– Если мы правильно поняли, то пациентками перинатального центра будут женщины со сложным протеканием беременности, те, кому не могут оказать соответствующую помощь в их городах и селах. А обычные роженицы смогут здесь рожать?

– Конечно, никаких проблем! По законодательству, все беременные женщины имеют право выбрать место для родов. Правда, есть такой момент: в первую очередь мы будем принимать тех женщин, которым нужна помощь высокого уровня – то есть тех, у кого беременность протекает с какими-то проблемами, когда роды предстоят непростые и т. д. Но если при этом у нас будут свободные места, мы с радостью примем всех желающих.

– И это, наверное, будет стоить сумасшедших денег…
– Это будет бесплатно. Могу точно сказать: те женщины, которые поступают по направлению, обслуживаются в рамках бюджета. Те, которые по собственному желанию, – пока еще обсуждается вопрос, как это будет осуществляться. Сейчас, пока мы еще не начали работать, трудно ответить на все вопросы, все разложить по полочкам. Возможно, будем со страховыми компаниями сотрудничать, почему нет? Возможно, женщина потом сама захочет сказать «спасибо» и сделать какой-либо взнос.

Но я хочу сказать: пусть никто не боится, что здесь будет просто какой-то элитный роддом. Перинатальный центр создан для того, чтобы снизить материнскую и перинатальную (младенческую) смертность, оказать максимально эффективную помощь матерям и детям. Государство и наше республиканское руководство потратило очень много денег, чтобы это создать. Ведь самые главные показатели, по которым оценивается жизнь в стране, – это материнская и перинатальная заболеваемость и смертность. И если власти об этом заботятся, значит, мы будем иметь хорошее, развивающееся государство.


Справочная «Газеты»

Республиканский перинатальный центр расположен в Симферополе на базе Республиканского диагностического центра (ул. Семашко, 8). Он создан в рамках национального проекта «Новая жизнь – новое качество охраны материнства и детства». Подобные центры сейчас открываются в каждом регионе Украины. Их задача – оказывать специализированную помощь женщинам, чья беременность протекает с серьезными осложнениями и требует особенно тщательного медицинского контроля с использованием новейшего оборудования, с привлечением лучших врачей. Это позволит снизить процент материнской и младенческой заболеваемости и смертности – показатель, который в нашей стране пока в 2-2,5 раза выше, чем в Европе.

Республиканский перинатальный центр рассчитан на 3,5 тысячи родов в год. В нем 10 отдельных индивидуальных родзалов и еще три мельцеровских бокса (родзалы и палаты для женщин с инфекционными заболеваниями, например с туберкулезом), три операционные, реанимация и детская реанимация, 57 послеродовых коек, а также отделение гинекологии на 32 койки и отделение патологии беременных на 34 койки. Кроме того, в Республиканском перинатальном центре создан центр телемедицины – врачи перинатального центра уже консультируют женщин в других городах Крыма, проводя прямые трансляции с помощью Интернета.

Общее количество сотрудников Республиканского перинатального центра по штатному расписанию – 689 человек: 180 – это доктора, 280 – средний медперсонал, остальные – младший медицинский персонал и технические работники.

На фото: старшая медсестра отделения интенсивной терапии для новорожденных Ольга Якушечкина показывает инкубатор для недоношенных детей.


Татьяна Шевченко
Фото Светланы Борисовской