Проект скоростного тоннеля на ЮБК ставит перед дорожниками две основные проблемы: денег и согласия экологов
Проект тоннеля сквозь Крымские горы на Южный берег вновь возник из небытия. О перспективах его строительства говорил на днях руководитель Рескомитета по транспорту и связи Николай Черевков. Впервые идея этой очень дорогой стройки возникла у властей полуострова 6 лет назад, а «носится в воздухе» – еще дольше. Главный резон: туристические законы требуют, чтобы дорога от аэропорта до курорта занимала не более 40 минут.
– Сегодня за сутки по автомагистрали Симферополь – Ялта пробегает около 22 тысяч автомашин. И с каждым днем интенсивность движения нарастает. В пик сезона эта цифра увеличивается до 60 тысяч, – сказал заместитель начальника Службы автомобильных дорог в автономии Владимир Давыдченко. – И это при том, что наши дороги в лучшем случае соответствуют требованиям 3-4-й категории – извилистые, с крутыми подъемами и спусками. Приходится преодолевать Ангарский перевал высотой 752 метра над уровнем моря. Все это отнимает много времени и нередко становится причиной аварий.
Да, видимо, каждый автомобилист согласится, что на такой трассе не разгонишься. А чтобы благополучно добраться до моря, надо и смотреть в оба, и ухо держать востро на протяжении всех 73 километров от крымской столицы до Ялты. Автомобилем эту дистанцию можно преодолеть примерно за полтора часа при условии, что трасса не будет сильно загружена, троллейбусом – два с половиной.
Об этой проблеме в Крыму говорят давно. Особенно в последние годы. Отчасти это связано с тем, что многие комфортабельные здравницы и гостиницы стали претендовать на «пять звезд». А по международным стандартам это возможно, если туристы от аэропорта или железнодорожного вокзала смогут до них добраться не более чем за 40 минут. Но главное – разгрузить от транспорта Симферополь, Бахчисарай, Севастополь и множество прибрежных поселков.
– Есть несколько вариантов решения этого вопроса, – продолжил Владимир Давыденко. – Но наиболее приемлемым специалисты считают проект автомобильной дороги от Глубокого Яра до Ялты длиной 44 километра. Первоначально ее собирались вести от поселка Гвардейское Симферопольского района. Проект включает в себя строительство тоннеля протяженностью 7 километров под главной грядой Крымских гор с выходом на побережье в районе Ялты. Предполагается, что это будет дорога первой категории, имеющая по две полосы в прямом и обратном направлениях, с разделительной полосой – то есть всего шириной около 30 метров. Проложить такую магистраль вполне по силам строительным организациям. Основная загвоздка – средства. По предварительным расчетам, на это потребуется около 11 миллиардов гривен. При полном финансировании закончить такое строительство можно за 4 года. И тогда из Симферополя до Южного берега Крыма можно будет добраться за 40 минут.
Это уже зависит не от дорожников, а от центральных органов власти. Средства нужны немалые, но со временем они обернутся большими выгодами. Пока же дорожные строители при разработке проектно-технической документации пытаются заручиться поддержкой экологов. Ведь наружная часть автодороги проходит по землям Крымского природного заповедника, и важно учесть все, чтобы не нарушить сложившийся баланс в природе. C возникновения проекта экологи предупреждают, что это может изменить средиземноморский климат Южнобережья, поскольку будет нарушена целостность горной гряды.
Экологи насторожились
«Трасса к тоннелю может разрубить фауну горного Крыма на анклавы»
– Начиная такие проекты, нужно на первое место ставить вопросы экологии, – считает председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и Мир» Виктор Тарасенко. – Этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях самого разного уровня, в том числе и в Совете министров республики. Возможно, прокладка трассы и сулит некоторые выгоды. Однако это именно тот случай, когда необходимо семь раз отмерить, а один раз отрезать. Прежде чем браться за проектирование, следует провести общественные слушания с участием ученых, геологов, гидрогеологов, экологов. Нас не столько волнует тоннель под главной грядой, сколько прокладка дороги до него по заповедным землям. Экологи вполне обоснованно опасаются, что будет нанесен непоправимый вред экосистеме, флоре и фауне Крыма. Строительство этой магистрали, а также дороги Белогорск – Приветное, о которой тоже все чаще начинают говорить, с учетом уже существующей трассы Симферополь – Алушта поделит территорию горного Крыма на анклавы, исчезнут так называемые экологические коридоры, по которым передвигаются лесные обитатели, будет нарушен заповедный режим.
Справка
Пять длиннейших тоннелей мира
1 место. Лаэрдальский тоннель в Норвегии – 24,5 км. Построен в 2000 году. Через каждые 5 километров в нем сделаны карманы, чтобы водители могли отдохнуть.
2 место. Готардский автомобильный тоннель в Швейцарии – 16,9 км. Открыт в 1980 году. Соединяет две крупнейших административных единицы страны – кантоны Урии Тичино.
3 место. Арльбергский тоннель в Австрии, проходящий сквозь Альпы – 14 км. Построен в декабре 1978 года.
4 место. Тоннель, соединяющий Францию и Италию, под горой Монблан – 11,6 км. Его строили с 1957 по 1965 год. В марте 1999 года там произошел пожар, из 49 человек, оказавшихся в тоннеле, спаслись 10: их вывез охранник-мотоциклист, погибший в последнем рейсе.
5 место. Тоннель Гудвангена в Норвегии, соединяющий города Берген и Осло – 11,4 км. Построен в 1991 году.