Взвейтесь кострами...

Детские лагеря давно не называются пионерскими – но в них скандируют все те же кричалки и все так же мажут друг друга зубной пастой в последнюю ночь

«Кто шагает дружно в ряд? – Наш отряд – отряд искрят!» – звенят детские голоса над морским побережьем, над застывшими в знойном воздухе кипарисами, отдаются эхом в нависших над поселками скалах. Идет перекличка отрядов в лагерях, нет, не пионерских, а оздоровительных детских, которые расположились по всему побережью Крыма. Сюда приехали дети из России, чтобы провести у берега моря первый летний месяц.

Конечно, главное – это море. А еще – мини-футбол, волейбол, теннис, шашки-шахматы, экскурсии по достопримечательностям, на которые так богат наш полуостров. Впрочем, многие воспитанники детских домов и интернатов Москвы в Крыму уже не впервые: столичная мэрия много делает для оздоровления детей-сирот, ребят с трудной судьбой, с ограниченными физическими возможностями.

«Раз-два, мы не ели, три-четыре, есть хотим, открывайте шире двери, а то повара съедим!» – знакомая всем, кто проводил хоть одну смену в пионерском лагере, шутливая кричалка разносится над аллеями парка. Непростое это дело – накормить пять раз в день такую ораву детей. Поэтому на этажах рядом с названием отряда висит расписание завтраков, обедов, полдников, двух ужинов. В лагерях четкий порядок, как на флоте: бегом, быстро, строем, всем отрядом на зарядку, потом – столовая, пляж, подготовка к многочисленным мероприятиям. День расписан по минутам, а иначе нельзя – это ребята с исковерканными судьбами, многие из неблагополучных семей, с взрослыми вредными привычками, поэтому необходим постоянный контроль, не оставляющий время на вольности.

– Доброе утро, пятый отряд!

– Доброе утро, третий отряд! – на бегу приветствуют ребята друг друга, а малыши, в замешательстве от обилия незнакомых лиц, пропищали, в конце концов: «Доброе утро, какой-то отряд!». Молодцы! И вежливость проявили, и с честью вышли из непростой ситуации. Правда, молодцы здесь прежде всего воспитатели (с ними ребята приехали из интернатов и детдомов) и вожатые, прикрепленные к отрядам – они направляют энергию ребят в нужное русло.

Первые дни заезда – самые суматошные: дети приезжают в несколько приемов, даже ночью. Их, усталых после дороги и обилия впечатлений, надо поселить, разобравшись с чемоданами и сумками, накормить, некоторых – успокоить (здесь есть и так называемые «домашние» дети). А утром основной удар принимают на себя вожатые: буквально за один день необходимо перезнакомить 25-30 ребят, выявить лидеров, и все это между делом: знакомство с территорией, распорядком дня, правилами поведения в лагере, столовой, на море…

Вот здесь и проявляется профессионализм будущих психологов (вожатыми, как и в годы моей молодости, работают в основном студенты).

И покатились стремительно такие длинные и такие быстротечные денечки лагерной смены под звуки тугих ударов волейбольного мяча и азартные вопли болельщиков, скандирование отряда в поддержку своей «Морской принцессы – 2012» или танцевальной группы: «Давай, давай, хоп!»; дни, наполненные прогулками, репетициями, купанием в теплом море. А еще дискотеки, фильмы, спортивные соревнования, участие в ежедневных конкурсах в клубе. В перерывах между выступлениями отрядов диджей предлагает зрителям немного размяться. И вот уже весь лагерь поет и танцует на месте:

«Море, а на море чайки,
Чайки на просторе кричат:
«Море, море, привет!»

Все это – игры, тренинги, скандирование речевок, девизов, совместное исполнение в движении песен-игр – сплачивает ребят, приучает подчиняться руководителю, организует массу в коллектив. Это прекрасно понимала Крупская (кто не знает – жена Ленина), стоявшая у истоков создания пионерской организации в 1922 году: она заимствовала опыт скаутских организаций, их форму, в том числе галстуки, девизы, речевки, законы скаутов, наполнив все это идеологическим содержанием. Сейчас у нас существует скаутское движение, так сказать, в чистом виде, как и сохранились кое-где пионерские организации, но ни те, ни другие погоды в учебно-воспитательном процессе не делают.

…А тем временем зал опять встал, чтобы спеть новую песню, в которой я с удивлением узнала англизированный вариант нашей любимой с пионерских лет:

Ручку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся,
Громко хлопаем в ладоши – раз, два, три!

Живо вспомнила лето, Малореченское, палатки на берегу моря и нас, сотню девчат из ялтинского педучилища, проходящих сборы перед практикой в пионерлагерях (привет «ашкам» 1976 года выпуска ЯПУ!). Мы были в роли пионеров: азартно участвовали в конкурсах, соревнованиях по пионерболу, с увлечением выпускали стенгазеты, маршировали с речевками и песнями, готовили выступление для отдыхающих (растроганные курортники принесли нам благодарственное письмо после концерта под открытым небом), купались в море, а вечером становились в огромный круг, играли в «третьего лишнего», и, конечно, пели «Буги-вуги». Незабываемые денечки!

Кстати, нынешнее «компьютерное» поколение с азартом гоняет в пятнашки и прятки, появились новые подвижные игры, и это радует – нормальные дети! А вот в Италии я стала свидетелем странной для меня ситуации: в городском парке волонтеры – парни и девушки в одинаковой форме – разложили на дорожках скакалки, мячи, расчертили асфальт «классиками», и пригласили немногочисленных детей, гулявших с родителями… играть! На улицах тамошних городов вообще мало детей: кроме демографической ситуации, сказывается еще и наличие компьютеров и автомобилей в каждом доме по количеству членов семьи, так что итальянские дети предпочитают свободное время проводить в виртуальном мире, а по городу передвигаться своим транспортом. Хорошо, что хоть в этом мы еще не догнали Европу!

…И вот уже, кажется, совершенно неожиданно наступил в лагере день закрытия смены. В последний раз все отряды собираются в клубе, на сцене поют вожатые, такие родные, такие щемяще близкие и уже отдалившиеся.

А на улице всех ждет сюрприз: огни прощального, нет, не пионерского костра, а китайского фейерверка (дань современности, но тоже здорово), и ребята восторженными криками приветствуют каждый расцветающий на синем бархате южного неба роскошный букет огней.
Помните, как в последнюю ночь перед отъездом из пионерского лагеря тайком пробирались в палату соседей и мазали всех зубной пастой? А если удавалось то же проделать и с вожатыми!.. Сейчас тоже есть такая традиция, и в «цыганскую ночь» не спит весь лагерь. А ранним утром на тротуаре перед входом появляется надпись цветными мелками: «Мы любим вас, вожатые! Спасибо за незабываемую смену!»


Валентина Надеждина