Таджики и украинцы не смогут жить в России дольше трех месяцев
Владимир Путин подписал закон, который серьезно осложнит жизнь в нашей стране гражданам Украины, Таджикистана и других государств, с которыми у России существует безвизовый режим. Они смогут находиться в России не более 90 дней в течение полугода. Главная заявленная цель закона — борьба с нелегальными трудовыми мигрантами
Как было
Ограничение 90 днями пребывания в России наших друзей из безвизовых стран существовало и раньше. Однако норму закона можно было обойти по простой схеме — достаточно было раз в три месяца выехать из России на день или даже на несколько часов. На обратном пути при пересечении границы заполнялась новая миграционная карта, и отсчет трех месяцев начинался заново.
Как будет
Поправки в закон, подписанные Путиным, устанавливают, что граждане безвизовых стран смогут находиться в России не более 90 дней в течение полугода. То есть, пожив здесь разрешенные три месяца и выехав, вернуться можно будет только через три месяца. За нарушение этого правила — штраф, а потом и запрет на въезд в страну в течение трех лет.
Способ остаться в России на более длительный срок — оформить разрешение на временное проживание (оно действительно три года). Но это не так просто. Каждый год правительство устанавливает квоту — сколько разрешений может выдать тот или иной регион.
Можно, конечно, получить его и вне квоты, но для этого придется, например, жениться на гражданке России (или выйти замуж за россиянина) или доказать, что вы родились на территории РСФСР. Хорошо также, если российские власти признают вас высококвалифицированным специалистом и выдадут соответствующее разрешение на работу, — тогда остаться в России можно будет на весь срок действия контракта.
Станет ли меньше гастарбайтеров
Маловероятно. Многие гастарбайтеры и так приезжают в Москву сезонно, на несколько месяцев в году, поэтому новый закон не сильно усложнит им жизнь. Кроме того, как показывает практика, даже запрет на въезд в Россию не особо влияет на число мигрантов. Больше всего пострадают от новых правил не столько дворники и чернорабочие, сколько представители более интеллек-туальных профессий: ученые, журналисты, менеджеры.
Есть лазейка: с 2010 года в России действует так называемая патентная система: иностранец может купить патент и на этом основании официально работать у физического лица. В недавнем послании Федеральному собранию Путин назвал патентную систему эффективной и предложил распространить ее на работодателей — юрлиц и индивидуальных предпринимателей. А это означает, что заметная часть мигрантов, которые сегодня трудятся нелегально, получат возможность перейти на законное положение. К слову, некоторые уже сейчас озаботились получением патента.
Что будет дальше
Очевидно, нынешние законодательные новации являются ответом на распространившиеся в российском обществе антииммигрантские настроения, в частности на события в Бирюлеве. В то же время общественный запрос совпал с геополитическими интересами страны, как их понимают в Кремле. Неслучайно решение об ужесточении правил было принято как раз тогда, когда Украина обозначила свои евроинтеграционные намерения.
При этом готовящееся расширение патентной системы свидетельствует о том, что российские власти ждут увеличения иммиграции. Однако облегчат ее только гражданам тех стран, которые присоединяются к нашему собственному интеграционному проекту — Евразийскому экономическому союзу. Остальным придется сложнее. На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что в обозримом будущем визовый режим с соседними странами будет введен, хотя ранее президент говорил, что «визовый режим в рамках СНГ означал бы, что мы отталкиваем от себя бывшие республики Советского Союза».
Виктор Дятликович