Его величество самовар

В Крымском этнографическом музее работает выставка, раскрывающая не только технику, но и философию чаепития…

У русских есть три способа убить время, считал английский драматург Пристли, – сигареты, восхитительный чай и разговоры. «Когда же сигареты, чай и разговоры соединяются, искушение убить время становится непреодолимым», – подчеркивал он. Поэтому не удивительно, что такой простой процесс, как чаепитие, представлен на выставке самоваров в этнографическом музее как отдельная субкультура, в том числе человеческого общения.

«Мой отдых и мое успокоение»

Основу нынешней постоянной выставки составила коллекция симферопольца Юрия Наскрипняка, которого, к сожалению, уже нет с нами. Как рассказывает директор этнографического музея Юрий Лаптев, самоваров у него было около ста. Они стояли на шкафах, полках, подоконниках, на специальных стеллажах. Юрий Константинович говорил: «Коллекция – мой отдых и мое успокоение. Придешь с работы усталый, притронешься к этой «живой меди», и возвращается душевное равновесие… Этот самовар нужно подчистить, этот подпаять, в этом подремонтировать кран... Беру паяльник, становлюсь «жестянщиком», «лудильщиком», «медником». Они для меня как живые…»

Вместе два Юрия организовали несколько выставок самоваров, а когда Юрия Константиновича не стало, его семья передала коллекцию в музей. Только теперь самоваров здесь около 150, и ценность выставки не только в том, что она представляет самоварную историю, но и раскрывает философию чаепития как форму общения людей друг с другом, как язык…

Приборы с «самоварным» принципом работы известны еще с античности: в емкость, наполненную водой, бросали большой раскаленный камень, и вода закипала. Первый самовар Петр I привез из Голландии. По другой версии, самовар пришел к нам из Китая. Первые российские самовары были предназначены для походных условий, поэтому были небольшими, со съемными ножками, необычных форм. Самыми распространенными были 3-8-литровые, но делали и на 12-15-литровые, так называемые армейские, или цыганские. Их использовали в основном зимой, чтобы согреться.

Сначала самовары изготавливали только из красной (она называлась чистой) и зеленой меди, мельхиора. Позже стали использовать дешевые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. Формы же их весьма разнообразны. В одной только Туле, где существовало больше 50 заводов, их насчитывалось около 150 видов, к их изготовлению привлекались известные художники и скульпторы.

А первый завод в Туле, как считается, основали в 1778 году оружейник Федор Лисицын и его сыновья Иван и Назар. Их изделия были самых разных форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, «яйца», с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. В 1898 году создано «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». В начале XX века эта фабрика выпускала 54 различных «фасона» самоваров. Ее продукции имела высшую российскую награду – герб империи и множество других Гран-при и дипломов.

Самовары выпускали спиртовые, магазинные, дорожные разборные, приспособленные не только для чая, но и для варки других блюд – целая «кухня». Впрочем, говорят экскурсоводы Крымского этнографического музея, рассказать обо всех разновидностях самоваров невозможно, только форм их насчитывается более 200, а разновидностей технического устройства более 100. В 1912-1913 годах только в Туле выпускали ежегодно 660 000 самоваров.

По подсчетам музейщиков, сейчас уже пропали за давностью лет, наверное, процентов 97-98 самоваров, изготовленных в конце ХIХ и начале ХХ века. Сегодня самовары, произведенные на известных заводах, например в Туле, встречаются все реже. И становятся в среде коллекционеров все дороже. За самовар фабрики Лукьянова 1840 года из желтой меди сейчас просят 1500 долларов.

Цены на посеребренные самовары знаменитых московских и санкт-петербургских фабрик доходят до 550 тыс. рублей. Изделия варшавских фабрик из накладного серебра тоже достигают полумиллиона рублей. Конечно, таких в Симферопольском музее нет, и экскурсоводы могут только рассказывать об этих уникальных шедеврах.

Например, стоимость самовара «Петух», созданного по эскизу художника Василия Васнецова и получившего в 1873 году на Всемирной художественной выставке в Вене золотую медаль, – около 45 тыс. долларов. А самовар в виде головы лешего работы Фаберже 1899-1908 годов, высотой всего 33,4 сантиметра, ушел с торгов в 2004 году за 300 тыс. долларов при стартовой цене в 90 тыс. долларов.

Самовар – тот случай, когда предмет быта, по сути чайник, превратился в искусство. Чай не пьешь – откуда сила? Возможно, сила и не в самом чае, а в объединяющей традиции чаепития…

В Россию чай пришел из Азии через Сибирь. Еще в 1567 году побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали неизвестный на Руси диковинный китайский напиток: «Китайская травка… осаждает пары, освежает и очищает кровь». В 1689 году в Москву прибыл первый караван из Китая, состоявший из 300 груженых тюками с чаем верблюдов. Протяженность чайного пути – 11 000 верст, сам путь занимал шестнадцать месяцев. К началу XX века Россия стала самой чаепотребляющей страной мира. А когда в 1900 году открыли Транссибирскую железную дорогу, чай подешевел и стал массовым напитком.

Русское чаепитие – уникальный культурный феномен. Потчуя чаем, мы проявляем по отношению к гостю радушие, добросердечие, щедрость. Англичанин Пристли совершенно прав: нам не жаль на него времени. Было не жаль... Состав напитка различался в каждой семье и зависел от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, возраста и времени суток. К примеру, девушкам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. «Татьянин чай» из трех видов клевера способствовал поддержанию жизненных сил именно у Татьян. В мужские отвары часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя, сообщает Ю. Короткова в книге «Лечимся чаем: 100 целебных рецептов приготовления и заварки».

Чаем лечились и от «душевной муки». Например, в чеховской пьесе «Дядя Ваня» Марина говорит Соне: «Дрожишь, словно в мороз. Ну, ну, сиротка, Бог милостив. Липового чаю или малинки, и оно пройдет». У Чехова, кажется, чай – это вообще признак благополучия семьи. В «Трех сестрах» самовар «лишний», он усугубляет тревогу. Когда Чебутыкин преподносит его как подарок Ирине, это сразу вызывает протест Ольги: «Самовар! Это ужасно!» Во-первых, он серебряный, значит, дорогой, во-вторых, это знак особого уклада, мещанского быта, где нет места тревожно-ожидаемому «в Москву, в Москву!».

Да, самовар, в прошлом частица повседневности, ныне – исчезающий предмет. Вместе с самоварами из нашей жизни уходит что-то не всегда объяснимое, с помощью чего люди находили путь к пониманию. Сейчас в кафе за чашечкой кофе – это, да, но это уже совсем другое. Другой век, другие традиции, другие люди.


Николай Семена