Погромы в Москве доказали: на постсоветском пространстве отсутствует диалог между людьми разных народов и вероисповеданий
Это должно было когда-то повториться. Ведь все это уже было в декабре 2010-го, после убийства спартаковского болельщика Егора Свиридова выходцем из Кабардино-Балкарии. И была пылающая файерами Манежная площадь, и зазвучал с новой силой лозунг «Хватит кормить Кавказ!». Но выводов, похоже, никто не сделал.
По сути дела
10 октября в московском районе Западное Бирюлево предположительно выходцем с Кавказа (его личность пока устанавливается) был зарезан житель района Егор (не правда ли, очень символично?) Щербаков. Парень с девушкой возвращались домой, прохожий стал выкрикивать оскорбления по ее адресу, далее – драка и нож в сердце. Действия правоохранительных органов, очевидно, показались жителям района недостаточными, и 13 октября возле места преступления собралось несколько тысяч жителей района (по разным оценкам – от 3 до 5), чтобы обсудить ситуацию. Ждали мэра Москвы Сергея Собянина или кого-нибудь из представителей районных властей. Но тщетно, объяснения же прибывшего полковника полиции мало кого удовлетворили. И тогда ряд активистов решили показать полицейским источник бед жителей Бирюлева – торговый центр «Бирюза» и плодоовощную базу неподалеку. Итог: разгром этих объектов толпой, несколько десятков пострадавших и около 400 задержанных за участие в акциях.
Тут надо сделать небольшое отступление. Учитывая, что автору этой публикации приходится часто бывать в Москве, ему несложно представить разницу между разными ее районами. С одной стороны это ухоженный центр, элитные дома и жилые комплексы на набережных Москвы-реки, более-менее благополучные новые районы за пределами МКАД. Но есть ряд районов, освоенных на рубеже 70-80-х годов, использовавшихся при социализме как средоточие больших торговых или заготовительных баз, транспортных площадок и депо. Местные жители – в основном обыкновенные московские рабочие с семьями либо те, кто получал квартиры по «очереди». Именно эти социальные слои и оказались в наиболее сложном материальном положении после начала 1990-х. Безысходность и неприспособленность к новым условиям жизни породили банды, молодежные группировки и т. д. Но это было, в принципе, по всей стране в те годы. Куда более значительные проблемы появились в Западном Бирюлеве, Печатниках, Калитниках, Марьино и других московских «спальниках» в течение последних 15 лет после массового въезда в Москву жителей Закавказских республик и Северного Кавказа. Все они стремились на заработки, но эти заработки виделись ими в основном именно в сфере торговли. И появились на каждом углу продавцы шаурмы – в лучшем случае с липовыми, а то и вовсе без всяких документов. Целые микрорайоны превращались в скопление некоренных жителей. Автор этих строк останавливается в Москве у родственников в районе Северное Бутово – небольшом и ухоженном маленьком «спальнике» за пределами МКАД, где концентрация кавказцев относительно мала, но стоит выехать на километр южнее – в Южное Бутово, как все изменится: там и район больше, и эта самая концентрация куда выше. А потому и логично, что юмористы из «Камеди клаб» давно сделали название этого московского района нарицательным. Рядом с Южным Бутово могут стать и Западное Бирюлево, и Чертаново, и Медведково, и легендарный в прошлом «Черкизон». Все практически одинаково и уже привычно. Кстати, можно отметить и своеобразную классификацию мигрантов в Москве: к выходцам из Средней Азии, которые в основном заняты на стройках или в системе ЖКХ, москвичи относятся скорее с сочувствием (хотя и среди них высока доля криминальных проявлений), а вот к кавказцам, как ни крути, отношение неприязненное.
Кто виноват?
На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Потому как межэтнические конфликты в России не новость. Те же беспорядки на Манежной в декабре 2010-го, а до этого бойня в Кондопоге (Карелия) и погром в Пугачеве (Саратовская область) летом этого года – звенья одной цепи. Собственно, к кому обращены основные требования участников погрома в Западном Бирюлеве? К власти – требуют найти убийцу, закрыть плодоовощную базу с ее персоналом из нелегальных мигрантов как источник напряженности в районе и наказать виновных в попустительстве всем этим явлениям.
Сложно возложить вину на какую-то из сторон конкретно. Убийца Егора Щербакова – не обязательно мигрант: в истории с Егором Свиридовым, в 2010-м, убийцей оказался гражданин России. И что делать в таком случае? Ведь кавказских граждан России выдворять некуда – они на родине, пусть и в другом ее регионе. И, значит, один соотечественник убивает другого. Но согласны ли те, кто участвовал в погромах в Западном Бирюлево, как и торгующие на московских рынках признавать друг друга таковыми? И не бесполезно, не поздно ли сейчас задавать такой вопрос?
Конечно, в мировой практике немало примеров нетолерантного отношения представителей разных рас и наций друг к другу. Например, в нью-йоркский район Гарлем человеку с белым цветом кожи заезжать ночью, пожалуй, не стоит и сейчас. Да и в Праге человеку цыганской внешности придется несладко. Но случай России в этом отношении действительно уникален: противостояние в разных ее уголках проходит по линии «коренных» (ну, с разной степенью условности этого понятия) и «понаехавших» граждан одной страны. Первые считают себя хозяевами этой земли (двора, района, города), вторые по факту оспаривают это, в общем-то, применяя конституционное право человека на труд и передвижение. При этом – что автор наблюдал неоднократно – показная сила и бравада кавказцев в Москве стала однозначной и очевидной. Чего стоят разъезды со стрельбой по улицам и драки на рынках с полицейскими при исполнении, заканчивающиеся не в пользу полицейских?
Так в чем же эта сила? Ответ очевиден – во всеобъемлющей, неподконтрольной и беспощадной коррупции, которой пронизана вся система российского чиновничества от районного до самого верховного уровня. Тут уже не спишешь все на «стрелочников» из управы, тут проблема может решаться только на государственном, то есть путинском уровне. Но шагов к решению ее не видно – даже после событий на Манежной в декабре 2010-го. Одновременно с этим, кстати, размеры бюджетного финансирования Северокавказских республик (и прежде всего Чечни) только растут, а президент Рамзан Кадыров в очередном спортивном костюме красуется на фоне очередного небоскреба в Грозном. А на окраине Москвы граждане одной страны разных национальностей убивают друг друга. И обострение этого противостояния приходится как раз на канун Курбан-байрама, во время которого на улицы Москвы для участия в празднике выйдут не менее 150 тысяч мусульман...
Московские события власть может использовать как угодно, например, чтобы где-нибудь опять завинтить гайки. Но то, что Россия уже давно не производит впечатления государства единого многонационального народа, можно воспринимать как свершившийся факт.
Александр Севастьянов
на фото: 13 октября, московский район Западное Бирюлево. Толпа разгромила овощную базу, подозревая что убийца Егора Щербакова – кто-то из работавших здесь мигрантов.