Почему приостановили евроинтеграцию

Вступление в ЕС остается целью Украины. Но ассоциированное членство прямо сейчас означало бы слишком серьезные проблемы

Вчера в Вильнюсе открылся двухдневный саммит «Восточное партнерство», на котором Украина могла бы подписать согла­шение об ассоциированном членстве в Евросоюзе. «Это собы­тие могло бы стать судьбоносным для страны», - с горечью думают сегодня убежденные сторонников евроинтеграции.

Но и без подписи Президента Виктора Януковича под догово­ром об ассоциации этот саммит и ситуация вокруг него для Украины не менее знаковые и в какой-то мере судьбоносные. Хотя бы потому, что власть страны, несмотря на колоссальное давление еврочиновников извне и оппозиции изнутри, смогла принять решение, отвечающее на сегодняшний день нацио­нальным интересам государства, в первую очередь экономи­ческим. В чем взятая официальным Киевом «европауза» от­вечает национальным интересам Украины? В целом позицию президента и Кабинета министров в сложившейся ситуации можно объяснить двумя аргументами.

1. Колоссальные поте­ри, которые может понести Украина вследствие применения Россией загра­дительных мер по защите своего рынка.

По расчетам экономистов, за­крытие Россией таможенных границ для украинских товаров может привести к снижению объемов экспорта приблизи­тельно до $8 миллиардов. Длянашей экономики, ориентиро­ванной в основном на внешний российский рынок, это будет ка­тастрофой. К примеру, экспорт в Россию сельхозпродукции мо­жет сократиться вдвое, пищевой промышленности - на 40%, хим­прома и машиностроения - на 20%. В результате ВВП Украи­ны снизится на 1%. Прибавьте к этому тотальные сокращения рабочих мест на предприятиях из-за неконкурентноспособно- сти украинской продукции на ев­ропейском рынке и ужесточение таможенных и льготных режимов торговли не только с Россией, но и с другими странами - членами Таможенного союза - не менее важными для Украины торговы­ми партнерами.

С другой стороны, реализация совместных с Россией масштаб­ных проектов в авиастроении, ракетно-космической отрасли, энергомашиностроении, атом­ной энергетике, «оборонке», су­достроении и других отраслях обеспечит Украине ежегодный полупроцентный рост ВВП в це­нах 2011 года. В ближайшие пять лет выпуск отечественной про­дукции, обеспеченный ростом экспорта в РФ, может составить 13 миллиардов долларов.

2 Выигрыши от ассоциации с ЕС будут мно­гократно ниже потерь

Разумеется, Евросоюз готов предоставить финансовую по­мощь Украине в случае подписа­ния ею договора об ассоциации - 600 миллионов евро. Но, во- первых, это в десять раз меньше, чем потери в торговле с Россией только за девять месяцев. А во- вторых, по расчетам экспертов, затраты на приведение Украины к нормам и стандартам ЕС со­ставят не менее 160 миллиардов евро. При этом максимум затрат пришелся бы на ближайшие три года - от 15 до 20 миллиардов. К слову, за последние шесть лет ЕС предоставил странам, ко­торые стали его новыми члена­ми (а это около 150 миллионов граждан), 243 миллиарда евро матпомощи. Как говорится, по­чувствуйте разницу...

Кроме того, достаточно по­смотреть на список стран - ас­социированных членов ЕС (на­пример, Тунис, Египет, Алжир, Иордания, Албания, Мексика, Чили), чтобы понять, что ассо­циация с Евросоюзом - не га­рантия демократичности и ев­ропейских стандартов жизни. 

Две трети стран, подписавших договоры об ассоциации с ЕС, даже недотягивают до планки среднемирового уровня объ­ема ВВП на душу населения.

Наконец, при всех этих поте­рях, которые неизбежно грозят Украине в случае ассоцииро­ванного членства, европейская сторона в тексте договора даже не прописывает четких сроков по наиболее ожидаемым укра­инцами пунктам: о полноцен­ном присоединении к Евросою­зу и безвизовом режиме.

Так или иначе, навсегда закрывать для себя дверь в Европу в Украина не намерена. Это неоднократно подчеркивали и президент, и премьер-министр. Неприемлемы и экономические по­тери от ухудшения торговых от­ношений с Россией. Потому единственный верный шаг в этой ситуации - создание трехсторон­ней комиссии в составе Украины, Российской Федерации и Евро­союза для гармонизации тамо­женных и налоговых процедур. По мнению украинского премье­ра Николая Азарова, такой меха­низм поможет снять противоре­чия и подписать соглашение с ЕС об ассоциации и зоне сво­бодной торговли на лучших для Украины условиях. Если перего­воры будут проходить успешно, к вопросу об ассоциации сторо­ны могут вернуться уже весной будущего года.

.

на фото: 27 ноября, Симферополь. Утром возле Верховного Совета АРК, где обсуждали приостановку евроинтеграции, собрались те, кто под-
держивает это решение правительства.

В прошлом номере мы сообщали о прошедшем в Симферопо­ле круглом столе с участием крымских политологов по вопросу саммита в Вильнюсе и евроинтеграции Украины. Предлагаем вашему вниманию еще несколько высказываний экспертов по этой теме.

«Никакой катастрофы не произошло»

Сергей Киселев, политолог, доцент ТНУ им. В. Вернадского:

-   Возникает вопрос, из-за чего поднялся весь этот шум. Ассоци­ация не подписана, но ведь никто не отказался от стратегического европейского курса Украины. А этот курс поддерживает и оппози­ция. Из-за чего тогда вдруг такой накал страстей и такое противо­стояние? Всякий, кто способен хоть иногда включать мозги и по­нимать прочитанную информацию, видит, что никакой катастрофы с точки зрения долгосрочной стратегии внешнеполитического вы­бора Украины не произошло.

«Оппозиция оказалась в сложной ситуации»

Денис Батурин, политолог:

-   Раньше выбирать между разными векторами было просто, по­тому что такого давления на Украину не было. Сейчас выбирать сложнее. Но при этом выбор сделан, и страны ЕС, Россия и США думают, что теперь делать с решением, принятым президентом Яну­ковичем. В сложной ситуации оказалась оппозиция. Ей надо дей­ствовать - власть дала повод. Но этот повод неудобный, которым сложно воспользоваться по одной простой причине: в отличие от «оранжевого» Майдана, сейчас не идут выборы. Это самая большая проблема оппозиции: ей надо подогревать общество, продержать какой-то накал еще как минимум год...